Афтания Маликова
Игровой творческий проект «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
• по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети средних групп, старшей группы, подготовительной группы);
• по доминирующему методу – игровой, творческий;
• по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
• по продолжительности – средней продолжительности.
Публикация «Игровой творческий проект „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Основная идея проекта : Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Этапы проведения эксперимента:
1 этап. Подготовительный (февраль 2014г.)
2 этап. Практический (21 марта 2014 года)
3 этап. Обобщающий (24 марта – 28 марта 2014г.)
Интеграция с другими образовательными областями:
Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
2. Обоснованность значимости проекта.
Актуальность проблемы.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
• Обогащать духовный мир детей.
• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Материал и оборудование - музыка: «Масленица» - наряженная кукла из соломы.
Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы и Бабы Яги.
Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.
Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, кокошники, рубель, ксилофон, свистульки.
Самодельные музыкальные инструменты изготовленные руками родителей (для шумового оркестра на улице).
«Солнце» на палке, ширма, куклы для кукольного театра, атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж, коза, блохи… .
Видео-фильм «Смешарики – Масленица.
Электронная презентация: «Широкая Масленица»
Техническое средство обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера, интерактивная доска, видеопроектор, фотоаппарат.
Спортивное оборудование: канат, конусы, ходули, мячи, гимнастическая скамейка, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи, карты-схемы.
Музыкальный репертуар:
Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Веснянка» рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус. нар. мел, «масленичные» частушки, русские народные наигрыши
Музыкальные игры: «Ворон» рус. нар. мел. «Горелки» р. н. м.
Объект исследования: является процесс приобщения детей к народным традициям.
Предмет исследования: формирование духовного мира ребенка с помощью многогранного мира русской народной культуры, который способствует развитию важных гуманистических качеств.
Гипотеза исследования если знакомить детей, начиная с раннего возраста с родной культурой, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.
Методы достижения поставленных целей:
Теоретические: изучение методической, практической и детской художественной литературы по теме
Эмпирические: консультации, занятия, семинары, открытые мероприятия, мастер классы, индивидуальные работы, обзор методической литературы, беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы по теме, изготовление атрибутов, участие детей в празднике.
Теоретическая значимость проекта :
В настоящее время мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное через сито веков, хочется возродить традиции наших народов через:
• создание атмосферы русского национального быта,
• знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками,
• широкое использование русского народного фольклора в различных видах деятельности,
• развитие творческих способностей дошкольников в художественно-продуктивной деятельности,
• знакомство с русскими народными играми,
• познавательно-исследовательская деятельность в процессе изучения культурно-исторического наследия.
Музыкальный фольклор является ценным материалом для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Именно дошкольный период считается сенситивным для становления, как детского творчества, так и креативных качеств личности ребенка, поскольку первый пик развития приходится на старший дошкольный возраст. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску и инновационных методов обучения и воспитания.
Приобщение детей к занимательному и сложному фольклорно-музыкальному исполнительству готовит их к будущим занятиям в школе. Кроме того, игра на музыкальных инструментах, хороводные песни, прибаутки, танцы разных национальностей развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры побудило меня разработать тематический проект «Масленица», которая была принята педагогическим советом и утверждена руководителем ДОУ.
Практическая значимость проекта :
1. Разработка авторской педагогической технологии по данной теме
2. Создание разработок серии русских народных, подвижных игр, конспект праздника «Масленица».
3. Овладение педагогами новой моделью в воспитательно-образовательного процесса.
Планируемые результаты:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
- Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родной страны.
- развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.
-развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации;
Основные этапы проекта
Сроки Цель Содержание работы Ответственный
Подгото
вительный
(февраль
2014 год)
Создание условий для проведения исследования • Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;
• Изучить теоретические аспекты русских народных традиции;
•Подбор русских народных и подвижных игр.
• Составление проекта
• Изготовление атрибутов, костюмов для праздника.
• подбор музыкального сопровождения. Музыкальный руководитель
Практический
(21 марта
2014 года)
Реализация плана и мероприятий эксперимента. • разучивание песен, пословиц, считалок для выступления во время праздника
• организация места проведения праздника.
• проведение инструктажа по технике безопасности.
• выставка газет родителей «Блинный пир на весь мир». Музыкальный руководитель
Обобщающий
(24 марта – 28 марта 2014г.) Анализ и обобщение теоретических и практических материалов. • Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;
• Обобщить опыт работы по реализации проекта;
• Определить перспективы дальнейшей деятельности. Музыкальный руководитель
План работы по реализации проекта «Масленица»
№ Сроки Содержание работы
1. Предварительная работа
февраль 1. Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;
2. Изучение литературы по данной теме.
3. Разработка и утверждение программу проекта.
2. Подготовительный этап
Работа с педагогами
1. Подбор русских народных и подвижных игр.
2. Изготовление атрибутов, костюмов для праздника.
3. Подбор музыкального сопровождения.
Работа с родителями
1. Анкетирование «Фольклор в нашем саду».
2. Консультация «Использование русского народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.
Работа с детьми
1. Разучивание масленичных частушек.
2. Разучивание хороводов.
3. Практический этап
Работа с педагогами
1. Консультация «Использование русского народного фольклора в воспитании детей дошкольного возраста».
2. «Влияние русского народного фольклора на музыкальное и нравственное воспитание детей» музыкальная гостиная для старшей группы.
Работа с родителями
1. «КВН по русскому народному фольклору».
2. «Влияние русского народного фольклора на музыкальное и нравственное воспитание детей» музыкальная гостиная для старшей группы.
Работа с детьми
1. Просмотр Видео-фильма «Смешарики – Масленица».
2. Фольклорный праздник «Масленица»
4. Обобщающий этап
Работа с педагогами
1. Обобщение и распространение опыта проведенной работы.
2. Фотовыставка праздника «Масленица»
Работа с родителями
1. Просмотр презентации ««Праздник «Масленица в нашем детском саду».
Работа с детьми
1. Выставка рисунков «Праздник «Масленица в нашем детском саду».
2. Фотовыставка праздника «Масленица»
Планируемые результаты:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
- Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родной страны.
- развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.
-развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации;