Папки-передвижки

Тематический план занятий по обучению словообразования, формированию лексико-грамматического строя речи

Кудрявцева Александра
Тематический план занятий по обучению словообразования, формированию лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы

Тематический план занятий по обучению словообразования,

формированию лексико-грамматического строя речи,

развитию связной речи в средней группе (4-5 лет) компенсирующей направленности

2023-2024 учебный год

Сентябрь

3-я неделя

Детский сад,игрушки.

Публикация «Тематический план занятий по обучению словообразования, формированию лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах

Формирование умения выделять слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Обогащение словаря глаголами, обозначающими действия с игрушками, формирование умения подбирать прилагательные для описания игрушек. Употребление в речи имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

- ик, - чик (кубик, зайчик, домик, мячик). Образование относительных прилагательных. Составление предложений

с использованием опорных

картинок. Заучивание стихотворений.

4-я неделя

Времена года. Осень.

Признаки осени Расширение словаря наречиями и прилагательными, обозначающими состояние погоды (пасмурно –пасмурный, солнечно – солнечный, ветрено – ветреный); формирование умения подбирать прилагательные для описания явлений природы осенью. Употребление в речи глаголов в единственном и множественном числе (идёт – идут, дует – дуют). Согласование существительных с числительными. Пересказ текстов из 2-3 простых предложений по опорным картинам

Октябрь

1-я неделя

Фрукты

Введение в словарь существительных, обозначающих фрукты, прилагательных, описывающих форму, цвет, вкус, величину. Употребление в речи существительных в единственном и во множественном числе (яблоко — яблоки, груша - груши). Повторение за взрослым рассказа-описания из 2-3 предложений о фруктах.

2-я неделя

Овощи

Обогащение словаря существительными – названиями овощей; прилагательными, описывающими форму, цвет, вкус, величину.

Использование в речи имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

-чик, -чек, -очк (огурчик, морковочка)

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (красный помидор — красные помидоры — много красных

помидоров) Рассказывание русской народной сказки «Репка». Ответы на вопросы предложениями из 2-3 слов

3-я неделя

Фрукты – овощи. Сад-Огород.

Формирование умений дифференцировать овощи и фрукты; использование глаголов для обозначения действий (срывать, собирать, выкапывать и т. д) Развивать умения количественного счета в согласовании с родом (один помидор, два помидора, пять помидоров и т. д). Согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мое) с

существительными мужского и женского рода (моя груша, мой перец, мое яблоко) Составление предложений описательного характера об овощах и фруктах

4-я неделя

Деревья. Лес

Обогащение словаря существительными с обобщающим значение «деревья», «лес»; расширение словаря прилагательными для описания деревьев. Формирование умения образовывать и использовать в речи относительные прилагательные. Согласование существительных с числительными. Составление загадок-описаний деревьев.

Ноябрь

1-я неделя

Ягоды. Грибы

Обогащение словаря существительными с обобщающим значение «ягоды», «грибы»; расширение словаря прилагательными для описания ягод и грибов. Формирование умения образовывать и использовать в речи относительные прилагательные. Согласование существительных с числительными. Составление предложений описательного характера о ягодах и грибах.

2-я неделя

Перелетные птицы

Введение в речь существительных – названий птиц; обогащение словаря глаголами, обозначающими действия птиц. Употребление в речи предлогов в, на, из, под, на, над. Отработка падежных окончаний. Пересказ текстов из 2-3 предложений. Заучивание стихотворений.

3-я неделя

Дикие животные

Обогащение словаря существительными, обозначающими названия диких животных; введение в речь глаголов, обозначающих движения и повадки диких животных; расширение словаря прилагательными для описания диких животных. Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа (-ат.

–ят). Образование множественного числа существительных (заяц – зайцы, лиса – лисы) Составление рассказов-описаний диких животных из нескольких предложений. Рассказывание русской народной сказки «Рукавичка». Заучивание стихотворения.

4-я неделя

Домашние животные и их детеныши.

Введение в речь слов, обозначающих названия домашних животных; глаголов, обозначающих способы передвижения животных (ходит, скачет, прыгает, бегает); прилагательных для описания домашних животных. Употребление существительных с суффиксами –енок, -онок в форме родительного падежа множественного числа (козленок – козлят, теленок – телят). Согласование существительных с прилагательными. Составление распространенных предложений по картинке.

5-я неделя

Домашние птицы и их детеныши.

Расширение словаря существительными, обозначающими названия домашних птиц; введение в речь глаголов для описания образа жизни домашних птиц (плавает, клюет, ходит, пьет); подбор прилагательных для описания домашних птиц. Употребление существительных с суффиксами –енок, -енок в форме родительного падежа множественного числа (-ат,

-ят) Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба». Пересказ короткого рассказа. Заучивание стихотворения.

Декабрь

1-я неделя

Времена года. Зима. Признаки зимы.

Расширение словаря существительными, обозначающими явления неживой природы зимой, формирование умения подбирать прилагательные для описания явлений природы зимой. Отработка падежных окончаний. Формирование умения поддерживать беседу. Заучивания стихотворения. Составление рассказа-описания о зиме по опорным картинкам.

2-я неделя

Зимующие птицы

Расширение словаря существительными, обозначающими названия зимующих птиц; введение в речь глаголов для описания образа жизни зимующих птиц (плавает, клюет, ходит, пьет); подбор прилагательных для описания зимующих птиц. Употребление существительных с суффиксами –енок, -енок в форме родительного падежа множественного числа (-ат,

-ят) Пересказ текстов из 2-3 предложений. Заучивание стихотворений.

3-я неделя

Зимние забавы

Формирование умений согласовывать количественные числительные с существительными в роде.

Употребление в речи глаголов, обозначающих действия детей в игровой деятельности. Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. Формировать доброжелательные отношения в совместной игре.

4-я неделя

Праздник Новый год

Введение в речь существительных, связанных с новогодним праздником (Дед Мороз, Снегурочка, елка, серпантин, хлопушки) Употребление в речи глаголов, обозначающих действия детей на празднике в форме повелительного наклонения (петь, танцевать, играть и т. д.) Составление предложений с предлогами на, к, над, под.

Заучивание стихотворений.

Январь

2-я неделя

Диагностика промежуточная - - -

3-я неделя

Семья

Ввести в речь детей слова, обозначающие части тела человека; учить подбирать глаголы для действий, которые выполняют различные органы и части тела человека. Учить детей называть членов семьи, выделять родственные связи (папа, мама, сестра, брат и т. д.) Усвоение притяжательных местоимений (мой, моя) в сочетании с существительными мужского и женского рода. Составление предложений по демонстрируемому действию. Заучивание наизусть потешки.

4-я неделя

Профессии

Обогащение словаря существительными – названиями профессий; введение в словарь глаголов, обозначающих трудовые действия (учит, продает, строит, лечит и т. д.); расширение словаря прилагательными для описания профессий. Образование глаголов единственного и множественного числа. Употребление существительных в творительном падеже. Пересказ короткого рассказа о профессии.

Февраль

1-я неделя

Одежда

Введение в речь существительных, обозначающих одежду. Подбор прилагательных для описания одежды. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и без, сопоставление предметов, отличающихся размером. Повторение за взрослым рассказа-описания одежды.

2-я неделя

Головные уборы

Введение в речь существительных, обозначающих головные уборы. Подбор прилагательных для описания головных уборов Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и без, сопоставление предметов, отличающихся размером. Составление рассказа-описания одежды по картинке.

3-я неделя

Обувь

Введение в речь существительных, обозначающими обувь., употребление глаголов для обозначения действий с обовью. Подбор прилагательных для описания обуви. Употребление притяжательных прилагательных (У Кати сапожки. Чьи это сапожки? Это Катины сапожки.) Закрепление умений поддерживать беседу, задавать вопросы и правильно на них отвечать.

4-я неделя

Защитники Отечества.

Введение в речь существительных, связанных с военно-патриотической тематикой (защитник, Отечество, неприятель и т. д.) Употребление в речи глаголов, обозначающих действия военных (защищать, охранять и т. д.) Составление рассказа по серии сюжетных картин

Март

1-я неделя

Времена года. Весна. Признаки весны.

Расширение словаря существительными, обозначающими признаки весны; подбор прилагательных для описания явлений природы весной. Употребление форм множественного числа имен существительных в родительном падеже (птицы – много птиц). Образование грамматических форм, выраженных глаголами единственного и множественного числа (летит – летят) Составление рассказа-описания о весне по опорным картинкам.

2-я неделя

Мамин день

Введение в речь существительных, связанных с праздником 8 Марта. Согласование существительных с прилагательными. Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа. Составление рассказа по серии картин. Заучивание стихотворения. Пересказ рассказа с передачей диалога.

3-я неделя

Посуда

Обогащение словаря существительными с обобщающим значение «посуда»; расширение словаря прилагательными для описания посуды. Закрепление использования в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа. Употребление существительных в форме творительного падежа. С оставление рассказа по серии (из двух) картин с последовательно развивающимся сюжетом.

4-я неделя

Продукты питания

Введение в речь существительных, обозначающих названия продуктов; расширение словаря глаголами, обозначающими действия с продуктами; употребление в речи прилагательных для описания продуктов и их вкусовых качеств. Образование относительных прилагательных (грибной суп, морковный сок, вишневое варенье и т. д.) Согласование существительных с числительными. Составление предложений с опорой на картинку. Заучивание наизусть загадки.

5-я неделя

Мебель

Введение в речь существительных с обобщающим понятием «мебель»; употребление прилагательных для описания мебели, формирование умения подбирать глаголы в соответствии с назначением мебели. Употребление в речи предлогов в, из, под, над, на. Согласование существительных с числительными. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Составление описательного рассказа по картинке.

Апрель

1-я неделя

Транспорт

ПДД Введение в речь существительных с обобщающим понятием «транспорт»; употребление наречий для описания характерных особенностей разного вида транспорта. Употребление в речи грамматических форм, выраженных глаголами единственного и множественного числа. Подбор наречий, противоположенных по смыслу. Совместный пересказ рассказа с опорой на картинки.

2-я неделя

Инструменты

Введение в речь существительных с обобщающим понятием «инструменты»; употребление прилагательных для описания инструментов; формирование умения подбирать глаголы, обозначающими действия с инструментами. Употребление в речи грамматических форм, выраженных глаголами единственного и множественного числа. Составление простого и распространенного предложения по картине.

3-я неделя

Комнатные растения

Расширение словаря существительными, обозначающими общие признаки комнатных цветов; подбор прилагательных для описания комнатных цветов. Закрепление использования в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа. Употребление существительных в форме творительного падежа. Составление описательного рассказа по картинке.

4-я неделя

Цветы полевые и декоративные

Расширение словаря существительными, обозначающими признаки цветов; подбор прилагательных для описания цветов; развивать умение различать полевые цветы от декоративных. Закрепление использования в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа. Употребление существительных в форме творительного падежа. Составление описательного рассказа по картинке.

Заучивание стихотворений о цветах.

Май

1-я неделя

День Победы

Введение в речь существительных, связанных с праздником Победы. Согласование существительных с прилагательными Заучивание стихотворения. Пересказ рассказа с передачей диалога.

2-я неделя

Наша страна. Мой город

Введение в речь существительных с обобщающим понятием «инструменты»; употребление прилагательных для описания инструментов; формирование умения подбирать глаголы, обозначающими действия с инструментами Употребление в речи глаголов, обозначающих Усвоение диалогической формы общения. Умение давать полный ответ на вопросы.

3-я неделя

Насекомые.

Введение в речь существительных с обобщающим понятием «инструменты»; употребление прилагательных для описания инструментов; формирование умения подбирать глаголы, обозначающими действия с инструментами Закрепление использования в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа. Употребление существительных в форме творительного падежа Составление описательного рассказа по картинке.

Заучивание стихотворений.

4-я неделя

Времена года. Лето. Признаки лета

Обогащение словаря существительными, обозначающими признаки лета; подбор прилагательных для описания явлений природы детом. Употребление форм множественного числа имен существительных в родительном падеже (бабочки – много бабочек). Образование грамматических форм, выраженных глаголами единственного и множественного числа (цветет – цветут, распускается – распускаются и т. д.) Составление рассказа-описания о весне по опорным картинкам.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематический план занятий по обучению словообразования, формированию лексико-грамматического строя речи
Опубликовано: 16 августа 2023 в 08:26
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематический план занятий по обучению словообразования, формированию лексико-грамматического строя речи» (включая файлы) размещена пользователем Кудрявцева Александра (УИ 3041278) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД