Елена Алексеевна Пахолкова
Тематический план по теме «Эколята-дошколята» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический план по теме
«Эколята-дошколята»
Разработала: Пахолкова Е. А
Группа : средняя
2022– 2023учебный год
Цель: формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
дать детям знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира родного края, показать неповторимость и красоту родной природы;
Публикация «Тематический план по теме „Эколята-дошколята“ в средней группе» размещена в разделах
расширять представления об охране природы, формировать действенное отношение к окружению, природе в нашей области;
способствовать развитию понимания детьми неразделимого единства человека и природы, понимания общечеловеческой ценности природы;
расширять общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
воспитывать у детей культуру Природолюбия.
Литература:
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С. Н. Николаева.
«Детям о природе» М. В. Лучичь.
«Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий. Л. Г. Кереева.
«Система экологического воспитания в ДОУ» О. Ф. Горботенко
Т. В. Зотова «Азбука природолюбия»
У. Ульева «Порядок вруг»
О. А. Воронкевич «добро пожаловать в экологию»
Учебный план :
30 часов (1 час в неделю)
Раздел 1. «Я и природа» (3ч)
Тема 1. Оформление стенда «Эколята-Дошколята» (1ч)
Тема 2. Праздник «Эколята – друзья и защитники природы!».(1ч)
Тема 3. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». (1ч)
Раздел 2. «Береги природу!» (3ч)
Тема 4. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» (1ч)
Тема 5. Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо!». (1ч)
Тема 6. Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы. (1ч)
Раздел 3.«Природа глазами детей» (3ч)
Тема 7. Проведение Конкурса «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями. (1ч)
Тема 8. Тематическое занятие «Природа вокруг нас». (1ч)
Тема 9. Заучивание стихотворений о природе (1ч)
Раздел 4. «Животный мир» (3ч)
Тема 10. Показ фильмов о природе нашего края. Выставка работ из природного материала. (1ч)
Тема 11. Тематическое занятие «Животные и растения» (1ч)
Тема 12.«Изготовление птички методом Оригами» (1ч)
Раздел 5. «Чудеса природы» (3ч)
Тема 13. Проведение «олимпиады «Природолюбия» (1ч)
Тема 14. Дидактические игры о природе («Природа – не природа»,
«Угадай, что в мешочке», «Угадай растение») (1ч)
Тема 15. Тематическое занятие «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья» (1ч)
Раздел 6. «Природа-твой друг» (3ч)
Тема 16. Загадки о природе (1ч)
Тема 17. Знакомство с Красной книгой (1ч)
Тема 18. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» (1ч)
Раздел 7. «Человек-часть природы» (3ч)
Тема 19. «Человек – часть природы». Посадка огорода на окне (1ч)
Тема 20. Показ фильмов о природе нашего края. (1ч)
Тема 21. Тематическое занятие «Человек не может жить без Природы»; (1ч)
Раздел 8. «Защищай природу!» (3ч)
Тема 22. Тематическое занятие «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; (1ч)
Тема 23. Создание фотоальбома «Животные Вологодской области» (1ч)
Тема 24. Заучивание стихотворений о природе. (1ч)
Раздел 9. «Я дружу с Природой!» (3ч)
Тема 25. Тематическое занятие «Природолюбие – учебник нашей жизни». (1ч)
Тема 26. Облагораживание клумб для выращивания цветов. (1ч)
Тема 27. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». (1ч)
Раздел 10. «Эколята-молодцы!» (3ч)
Тема 28. Создание уголка природы Эколят. (1ч)
Тема 29. Тематическое занятие : «Фантазировать вместе с природой». (1ч)
Тема 30. Познавательно-экологическая викторина «Знатоки природы». (1ч)
Содержание учебно-тематического плана
Неделя Тема Программное содержание Материал, оборудование
1 неделя Раздел 1. «Я и природа»
Тема 1. Оформление стенда «Эколята-Дошколята»
Совместно с детьми оформление стенда «Эколята-Дошколята. Ватман, цветные карандаши, фломастеры, краски; журналы, газеты, вырезки и т. п.
2 неделя Тема 2. Праздник «Эколята – друзья и защитники природы!».
Праздничное оформление группы согласно теме.
Посвящение детей в «Эколята-Дошколята». Беседа о проекте «Эколята-Дошколята»
Создание у детей радостного настроения.
Воспитывать бережное отношение к природе. Цветная бумага, фломастеры, значки,
Дидактическая игра.
«Какой вода
бывает?»
3 неделя Тема 3. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!».
Учить находить связь с природой. Создание у детей благоприятной атмосферы.
Воспитывать бережное отношение к природе. Цветные мелки, иллюстрации «Дети и природа»
1 неделя Раздел 2. «Береги природу!»
Тема 4. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!»
Расширять представления о природе, о богатстве природы.
Развивать познавательный интерес к природе.
Познакомить с особенностями природы нашего края.
Воспитывать бережное отношение к природе. Иллюстрации природы,
Модели поведения в природе, пакеты для мусора, корзинки.
Модель этажей леса, д. /и. «Пищевые цепочки», «Чей дом?».
Материалы из
экспериментальной зоны
(камни, песок, глина)
2 неделя Тема 5. Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо!».
Расширять представления о жизни животных в природе.
Развивать интерес к природе родного края.
Воспитывать бережное отношение к природе. Ватман, цветные карандаши, фломастеры, фотографии.
3 неделя Тема 6. Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы.
Формирование читательского интереса к произведениям о природе, об охране природы.
Учить видеть в произведениях красоту окружающего мира. Т. В. Зотова «Азбука природолюбия»,
У. Ульева «Порядок вокруг»
1 неделя Раздел 3. «Природа глазами детей»
Тема 7. Проведение Конкурса «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями.
Развивать познавательный интерес к природе.
Развивать интерес к природе родного края.
Учить составлять рассказ о природе.
Воспитывать бережное отношение к природе Оформление стенда
2 неделя Тема 8. Тематическое занятие «Природа вокруг нас».
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.
Воспитывать бережное отношение к природе. Календарь природы, индивидуальные календари.
Дидактическая игра
«Времена года».
Образцы разных видов
почвы: торф, песок, глина,
земля, перегной.
Рассказ «Почва-
«живая земля»
И. Белавина,
3 неделя Тема 9. Заучивание стихотворений о природе Расширять представления о природе путем заучивания стихотворений и рассказ перед всеми детьми.
Воспитывать заботливое отношение к животным и растениям. Хрестоматия для средней группы, Юдаева М. В. (В. Лунин «Зеленые сны», Е. Серова «Одуванчик», И. Суриков «Зима» и др.)
Раздел 4. «Животный мир»
Тема 10. Показ фильмов о природе нашего края. Выставка работ из природного материала.
Развивать самостоятельность в процессе творческой деятельности.
Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений.
Воспитывать у детей любовь к природе родного края. видеофильм, природный материал,
оформление выставки работ из природного материала
Тема 11. Тематическое занятие «Животные и растения»
Закрепить значение внешних факторов в жизни животных нашего края.
Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.
Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы.
Воспитывать любовь и сочувствие к животным.
Видеофильм «География для самых маленьких», Дем. материал «Животные нашего края».
Дид. игра «Чей след?», «Узнай по описанию», «Когда это бывает?»
Тема 12.«Изготовление птички методом Оригами» Закреплять и расширять представления о птицах.
Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Модель птички, поэтапная инструкция изготовления.
Раздел 5. «Чудеса природы»
Тема 13. Проведение «олимпиады Природолюбия»
Расширять и закреплять знания о природе.
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. Подготовка вопросов для олимпиады
Тема 14. Дидактические игры о природе («Природа –не природа»,
«Угадай, что в мешочке», «Угадай растение») Учить наблюдательности.
Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом.
Учить детей замечать сезонные изменения в природе.
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Воспитывать бережное отношение к природе Дидактическая игра
«Природа –не природа»,
«Угадай, что в мешочке», «Угадай растение».
Тема 15. Тематическое занятие «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»
Развивать интерес к природе родного края.
Учить замечать взаимодействие обитателей леса.
Познакомить детей с разнообразием видов растений и животных в природе.
Закрепить правила поведения в природе. Аудиозапись «Голоса животных».
природный материал,иллюстрации птиц, животных, растений.
Дидактическая игра по классификации птиц.
Игра «Зоопарк».
Модели «Что нужно растениям?»
Раздел 6. «Природа-твой друг»
Тема 16. Загадки о природе
Воспитывать бережное отношение к природе
Учить видеть природу в загадках.
«Учите детей отгадывать загадки», Ю. Г. Илларионова,
иллюстрации.
Тема 17. Знакомство с Красной книгой.
Познакомиться с Красной книгой.
Формировать представления о том, какие виды животных занесены в Красную книгу.
Воспитывать бережное отношение к природе. Красная книга, листы, фломастеры, карандаши
Тема 18. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
Общие условия для растений, животных и людей.
Необходимость создания соответствующих условий близких к природным.
Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.
Сезонные изменения в природе.
Воспитывать бережное отношение к природе. природный материал.
Операция «Осторожно, муравейник!»
Изготовление знаков «Берегите природу».
Обучающий фильм «Природа-друг»
Раздел 7. «Человек-часть природы»
Тема 19. «Человек – часть природы». Посадка огорода на окне
Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле.
Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе.
Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить
Воспитывать любовь и заботу к растениям.
Опыты с семенами.
Огород на окне. Семена, ящики с землёй, лопатки, палочки для рыхления, лейки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями».
Тема 20. Показ фильмов о природе нашего края.
Учить детей наблюдательности.
Развивать интерес к природе родного края.
Выявить особенности жизни животных и растений. Дидактическая игра «Кто заметит первым», «Угадай-ка».
Обучающий видеофильм.
Тема 21. Тематическое занятие «Человек не может жить без Природы»; Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
Показать положительное и отрицательное отношение современного человека с природой.
Воспитывать бережное отношение к природе. Глобус, обучающие видеофильмы, знаки поведения в природе.
Маски-шапочки животных.
Экологическая игра «Берегите воду»
Раздел 8. «Защищай природу!»
Тема 22. Тематическое занятие «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;
Закреплять умения вести себя на природе
Воспитывать чувство гордости за свою планету : она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.
Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края.
Воспитывать любовь, заботу, сочувствие, сопереживание. Просмотр видеофильма «Дикая природа».
Дидактическая игра «Невидимые нити».
Иллюстрации с изображением насекомых, картинки, видеофильм
Тема 23. Создание фотоальбома «Животные Вологодской области»
Закрепить значение внешних факторов в жизни животных.
Сезонные изменения в жизни животных.
Воспитывать любовь к животным.
Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.
фотографии животных, листы, краски, фломастеры, карандаши.
Тема 24. Заучивание стихотворений о природе. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края. М. В. Юдаева. (Е. Серова «Подснежник», К. Ибряев «Здравствуй, родина моя!» и др.)
Хрестоматия для средней группы, Юдаева М. В. (А. Плещеев «Осенняя песенка», А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и др.)
Раздел 9. «Я дружу с Природой!»
Тема 25. Тематическое занятие «Природолюбие – учебник нашей жизни». Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.
Дать понятие «Культура Природолюбия» Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно-охранительной работе.
Игрушка-Незнайка.
Стенд «Панорама добрых дел»
Тема 26. Облагораживание клумб для выращивания цветов. Закреплять разнообразие видов растений в природе.
Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;
Особенности строения и назначения всех органов.
Учить ухаживать за цветами. Ведро, грабли детские, перчатки
лопатки, палочки для рыхления, лейки.
Тема 27. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». Учить находить связь с природой. Создание у детей благоприятной атмосферы.
Воспитывать бережное отношение к природе Цветные мелки, иллюстрации «Дети и природа»
Раздел 10. «Эколята-молодцы!»
Тема 28. Создание уголка природы Эколят.
Учить пересаживать комнатные растения.
Развивать творчество у детей.
Учить детей видеть красоту природы.
Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки.
Воспитывать любовь, заботу, ответственность за свои поступки и бережное отношение к растениям и животным. комнатные растения, природный материал, листы, карандаши, фломастеры
Тема 29. Тематическое занятие : «Фантазировать вместе с природой».
Развитие творческих способностей у детей.
Создание животных из природного материала.
Воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему миру Природный материал, организация выставки «Фантазировать вместе с природой», листы, карандаши, фломастеры
Тема 30. Познавательно-экологическая викторина «Знатоки природы». Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе.
Закреплять представление животных и растений.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю. подготовка вопросов для викторины, дидактическая игра «Когда это бывает?»
Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята – Дошколята» :
• чтение;
• беседа;
• наблюдение;
• обсуждение;
• прослушивание тематических сказок и рассказов;
• задание;
• игра;
• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
• конкурс;
• тематическое оформление помещения;
• прогулка;
• работа на природе;
• проведение опыта;
• экскурсия;
Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта «Эколята – Дошколята», которые могут быть использованы во время учебно-воспитательного процесса:
• учебное пособие «Азбука Природолюбия»;
• альбомы и тетради для раскрашивания;
• наглядные и раздаточные материалы;
• журналы и газеты;
• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
• энциклопедические и справочные издания;
• аудио и видеоносители информации;
• настольные игры;
• костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• элементы мультипликации и диафильма.
Темы занятий по Проекту «Эколята – Дошколята» :
• «Природа вокруг нас»;
• «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);
• «Времена года»;
• «Время суток»;
• «Животные и растения»;
• «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;
• «Человек не может жить без Природы»;
• «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;
• «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
• «Помоги Природе, помоги своему другу!»
• «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;
• «Сохрани Природу от пожара»;
• «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;
• «Природолюбие – учебник нашей жизни».
Планируемые результаты :
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ экологической этики и природоохранных действий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений;
бережное отношение к природе родного края;
эстетического отношения к живым объектам;
реализация принципа патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам;
воспитание культуры Природолюбия;
развитие коммуникативных умений;
знание животного и растительного мира родного края;
наблюдение и определение видового разнообразия живых организмов, обитающих на территории своего местожительства;
понимание общечеловеческой ценности природы.