Анжелла Шепенева
Тематический контроль «Создание условий для развития элементарных математических представлений у дошкольников по ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический контроль
«Создание условий для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию элементарных математических представлений в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Публикация «Тематический контроль „Создание условий для развития элементарных математических представлений у дошкольников по ФГОС“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
№
п/п Направление работы Методика
1 Обследование
уровня развития
детей • Диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста.
• Наблюдение непосредственно образовательной деятельности по РЭМП в ДОУ (с точки зрения оценки деятельности детей)
2 Оценка
профессиональных
умений
воспитателя • Анализ профессионального мастерства воспитателя.
• Наблюдение НОД (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии)
• Самооценка профессионализма воспитателя
3 Оценка создания условий в группе
• Взаимопроверка «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формирование математических представлений современным требованиям».
• Анализ карт взаимопроверки.
4 Оценка
планирования
работы • Проверка плана воспитательно-образовательной работы по образовательной области «Познавательное развитие (РЭМП)»
5 Оценка форм взаи-модействия с роди-телями по данной проблеме • Анализ наглядной информации для родителей по данному вопросу
• Анкетирование родителей «Математика для развития Вашего ребенка»
• Выводы по результатам анкетирования родителей
Рабочие материалы контроля.
1. Вопросник для самооценки воспитателей.
2. Карта анализа профессионального мастерства воспитателя.
3. Анкеты родителей.
4. Оценочный лист взаимопроверки «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формирование математических представлений современным требованиям». Схема обследования уровня социального развития детей старшего и младшего дошкольного возраста.
5. Анализ результатов тематического контроля.
Уважаемые родители!
Просим Вас подумать над некоторыми вопросами
математического развития детей и ответить на них
1. Часто ли Ваш ребенок задает вопросы: почему? зачем? как? ___
2. Проявляет ли ребенок интерес к символическим «языкам» : пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать? (подчеркните) Часто, иногда, очень редко.
3. Знакомы ли Вы с развивающими играми : блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитиных, Танграм, домино, лото, шашки, шахматы? (подчеркните с какими).
4. Какие развивающие игры есть у вас дома? (подчеркните) : блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитиных, Танграм, домино, лото, шашки, шахматы, другие ___
5. Как часто ребенок подолгу занимается познавательными играми? (подчеркните) Часто, иногда, очень редко
6. Как Вы считаете, какова основная цель математического развития детей в детском саду:
а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;
б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;
в) подготовить детей к обучению школе;
г) развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.
7. В Вашей группе имеется наглядная информация для родителей по математическому развитию детей? Насколько она полезна для Вас? (отметьте) :
а) информация отсутствует;
б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;
в) информация есть, но крайне скудная;
г) я не обращаю на нее внимания;
д) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.
8. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития Вашего ребенка? (если да, то какая) ___ ___
Спасибо за участие в опросе.
Карта самооценки профессионального мастерства воспитателя
___
1. К развивающим технологиям относятся (подчеркните) : компьютерные игры, наглядный материал, блоки Дьенеша, дидактический материал М. Монтессори, рабочие тетради, игры Никитиных, литература.
2. Дидактический материал блоков Дьенеша направлен на развитие :
• Связной речи
• Умение кодировать и декодировать информацию
• Обучение количественному составу числа из единиц
• Тренирует внимание, память, восприятие.
3. Соотнесите дидактические пособия с автором
Цветные палочки Золтан Дьенеш
Логические блоки Вячеслав Вадимович Воскобович
«Сложи узор» Джордж Кюизенер
Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры», «Животные» и др. Мария Монтессори
Игровизор Борис Павлович Никитин
4. В подготовительной группе при организации НОД используется мотивация:
• Проблемные ситуации
• Вхождение в воображаемую игровую ситуацию
• Образное оживление игрушки
• Интерес детей к миру взрослых
• Игра-путешествие по станциям с заданиями
• Познавательные и соревновательные мотивы.
• Нравственные мотивы
5. Показателями любознательности и активной познавательной деятельности дошкольников является :
• Владение приемами измерения, сравнения, классификации, записи арифметических действий.
• Наличие познавательного интереса, проявление самостоятельности в процессе решения задач, задает вопросы, желание довести до конца.
• Грамматически правильная речь, умение оценивать деятельность и результат.
6. Определите особенности организации познавательной непосредственно образовательной деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО (обведите в кружок) :
Цель НОД:
• накопление детьми необходимого личностного опыта • использование детьми приобретенного опыта, самостоятельное добывание знания
Позиция взрослого:
• «партнер», рядом с детьми (вместе, в круге, может пересесть если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается • «учитель», отдален от детей (сидит за столом, стоит у доски)
Позиция ребенка:
• «учитель-ученик», взрослый – главный, он руководит и управляет ребенком • «партнер – партнер» - оба субъекты взаимодействия, они равны по значимости
Основная модель организации образовательного процесса:
• учебная • совместная деятельность взрослого и ребенка
Основная форма работы с детьми:
• рассматривание, наблюдение, чтение, реализация проектов, мастерская и т. п. • занятие
Карта самооценки профессионального мастерства воспитателей ДОУ
7. К развивающим технологиям относятся (подчеркните) : компьютерные игры, наглядный материал, блоки Дьеныша, дидактический материал М. Монтесорри, рабочие тетради, игры Никитиных, литература.
8. Дидактический материал блоков Дьеныша направлен на развитие :
• Связной речи
• Умение кодировать и декодировать информацию
• Обучение количественному составу числа из единиц
• Тренирует внимание, память, восприятие.
9. Соотнесите дидактические пособия с автором
Цветные палочки Золтан Дьенеш
Логические блоки Вячеслав Вадимович Воскобович
«Сложи узор» Джордж Кюизенер
Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры», «Животные» и др. Мария Монтессори
Игровизор Борис Павлович Никитин
10. В подготовительной группе при организации НОД используется мотивация:
• Проблемные ситуации
• Вхождение в воображаемую игровую ситуацию
• Образное оживление игрушки
• Интерес детей к миру взрослых
• Игра-путешествие по станциям с заданиями
• Познавательные и соревновательные мотивы.
• Нравственные мотивы
11. Показателями любознательности и активной познавательной деятельности дошкольников является :
• Владение приемами измерения, сравнения, классификации, записи арифметических действий.
• Наличие познавательного интереса, проявление самостоятельности в процессе решения задач, задает вопросы, желание довести до конца.
• Грамматически правильная речь, умение оценивать деятельность и результат.
12. Определите особенности организации познавательной непосредственно образовательной деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО (обведите в кружок) :
Цель НОД:
• накопление детьми необходимого личностного опыта • использование детьми приобретенного опыта, самостоятельное добывание знания
Позиция взрослого:
• «учитель», отдален от детей (сидит за столом, стоит у доски) • «партнер», рядом с детьми (вместе, в круге, может пересесть если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается
Позиция ребенка:
• «учитель-ученик», взрослый – главный, он руководит и управляет ребенком • «партнер – партнер» - оба субъекты взаимодействия, они равны по значимости
Основная модель организации образовательного процесса:
• учебная • совместная деятельность взрослого и ребенка
Основная форма работы с детьми:
• занятие • рассматривание, наблюдение, чтение, реализация проектов, мастерская и т. п.
Анкета «Изучение познавательных интересов детей» переработана на основе анкеты «Изучение познавательных интересов» (В. С. Юркевича).
Анкета «Изучение познавательных интересов»
№ Вопросы Возможные ответы Балы
1 Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? а) часто
б) иногда
в) очень редко 5
3
1
2 Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? а) рассуждает самостоятельно
б) когда как
в) получить готовый ответ от других 5
3
1
3 Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? а) очень эмоционально
б) когда как
в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) 5
3
1
4 Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? а) часто
б) иногда
в) очень редко 5
3
1
5 Проявляет интерес к символическим «языкам» : пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); а) часто
б) иногда
в) очень редко 5
3
1
6 Проявляет интерес к познавательной литературе а) часто
б) иногда
в) очень редко 5
3
1
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо
Полученные данные отражены в таблице:
Анализ
проведения тематического контроля
«Создание условий для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
В соответствии с планом работы и на основании приказа заведующего МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская в МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская проходил тематический контроль состояния работы по развитию элементарных математических представлений в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию элементарных математических представлений в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В ходе тематической проверки были проведены следующие мероприятия:
• Наблюдение за деятельностью детей и педагогов;
• Диагностика познавательных интересов старших дошкольников;
• Взаимопроверка развивающей предметно пространственной среды в группах;
• Самоанализ воспитателей;
• Анализ наглядной агитации для родителей;
• Анкетирование родителей.
В ходе собеседования и самоанализа педагогов выяснилось, что воспитатели в своём большинстве знают, какие технологии относятся к развивающим (85%, правильно определяют показатели любознательности и активной познавательной деятельности дошкольников (100%, понимают особенности организации непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в соответствии с ФГОС ДО (100%). Вместе с эти, у части педагогов (70%) вызывают затруднение определение видов мотивации, используемых в старшем дошкольном возрасте при организации НОД. Часть педагогов (43%) с трудом справились с правильным определением основной цели дидактического пособия «Блоки Дьенеша». Таким образом, высокий уровень компетентности в вопросах развития математических представлений у детей дошкольного возраста показали педагоги ТТ, СС, низкий уровень – ЗЗ.
В рамках тематической проверки было организовано посещение непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в возрастных группах: в подготовительной к школе группе № 3 (воспитатели СС, ТТ., в средней группе № 4 (воспитатель ХХ, во второй младшей группе № 1 (воспитатель ЗЗ., в старшей группе № 2 (воспитатель ЯЯ.). Все педагоги продемонстрировали достаточный уровень подготовки и проведения деятельности с детьми. Все педагоги легко устанавливают контакт с детьми с помощью вербальных и невербальных средств общения, во время деятельности поощряют индивидуальную активность детей, эмоционально насыщают деятельность, осуществляют диффириенцированный подход. Мотивацию к деятельности применяют все педагоги, используют игровые развивающие технологии «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера» - единицы, проблемные вопросы и проблемные ситуации так же используют педагоги не активно.
В каждой возрастной группе имеется определённая развивающая среда, направленная на реализацию задач развития элементарных математических представлений, созданная с учётом возрастного состава групп и индивидуальных особенностей воспитанников. В рамках тематического контроля была проведена взаимопроверка развивающей предметно-пространственной среды в группах. Оценка проводилась по 5 – балльной системе, средний балл по учреждению достаточно высокий – 4,5. Исходя из полученных результатов, можно отметить, что самый низкий показатель – показатель насыщенности РППС, таким образом, пополнения требует и наглядный демонстрационный материал, и раздаточный материал, и развивающие логико-математические игры, и отсутствует картотека в группе № 4 (воспитатели ХХ, СС.). Самый высокий балл по результатам взаимопроверки – в группе № 3 (воспитатели ТТ, СС.) - 4,91, вторая позиция – в группе № 1 (воспитатели ЧЧ, ББ - 4,83, третья – в группе № 2 (воспитатели ДД, ББ.) - 4,62, четвертая – в группе № 4 (воспитатели ХХ, СС.) - 3,54.
В рамках проведения тематического контроля было осуществлено изучение познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Данный вид деятельности проводился педагогами путём заполнения анкет «Изучение познавательного интересов» В. С. Юркевича на каждого ребёнка. Результаты анкетирования заносились в общую таблицу. В итоге были получены следующие результаты: детей с высоким уровнем познавательного развития – 36%, детей со средним уровнем развития познавательного интереса – 41%, низкий уровень познавательного интереса у 23% детей.
Для анализа работы педагогов с родителями по данному направлению было проведено анкетирование родителей и анализ консультационного материала (наглядной агитации). В целом по детскому саду в опросе приняли участие 63 родителя – 69,9%. Причём, наименьшее количество родителей, принявших участие в опросе (8 человек – 38%) было в группе № 4 (воспитатели ХХ, СС.). Большинство родителей отмечают активное проявление любознательности у детей (90%). Всего 22% родителей знакомы с играми «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера», играми Никитина Б. В. Практически во всех семьях имеются настольные развивающие игры : лото, домино, пазлы, шашки, шахматы и другие. Большинство родителей адекватно определяют цель математического развития детей в детском саду – «развивать психические функции мышления, памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации». 77% опрошенных родителей считают, что наглядная информация, предоставляемая педагогами интересна и полезна для них, 1,5% респондента считают, что представленная информация не имеет практической значимости для него, 10% – не обращает на неё внимания, 1,5% - есть, но мало. Помощь, которую ждут родители от педагогов – знакомство с развивающими играми, индивидуальные задания и советы по вопросам математического развития дошкольников.
Таким образом, состояние работы в учреждении по развитию элементарных математических представлений в соответствии с требованиями ФГОС ДО можно считать удовлетворительным.
Рекомендации:
• В целях повышения компетентности педагогов в вопросах развития математических представлений у воспитанников воспитателю ЗЗ. подготовить сообщение «О роли развивающих игра в развитии познавательного интереса и любознательности дошкольников».
• В развивающей среде :
1. Педагогам группы № 4 (воспитатели ХХ, СС.) :
изготовить картотеки игр, упражнений, занимательных задач на развитие элементарных математических представлений у дошкольников;
пополнить и обновить дидактические игры математического содержания;
пополнить и обновить развивающие и логические игры;
продумать размещение уголка занимательной математики с точки зрения доступности воспитанников.
2. Педагогам группы № 3 (воспитатели ТТ, СС.) :
Пополнить среду дидактическими играми, направленными на умение ориентироваться в пространстве;
Приобрести игры Воскобовича.
3. Педагогам группы № 2 (воспитатели ДД, ББ.) :
пополнить раздаточный материал;
пополнить демонстрационный материал;
продумать и изготовить название или графическое обозначение размещения уголка занимательной математики.
4. Педагогам группы № 2 (воспитатели ЧЧ, ББ.) :
пополнить раздаточный материал;
пополнить демонстрационный материал;
приобрести игры Воскобовича.
• В целях повышения компетентности родителей в вопросах математического развития детей воспитателям всех возрастных групп:
1. Провести мероприятия с родителями с использованием активных форм обучения.
2. Разработать и использовать при взаимодействии с родителями буклеты и листовки с конкретными рекомендациями, играми, упражнениями по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
• В целях повышения уровня познавательного интереса и любознательности дошкольников педагогам всех возрастных групп:
1. использовать мотивацию к деятельности в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;
2. активно использовать проблемные вопросы, ситуации, развивающие игры;
3. при проведении деятельности с ребёнком контролировать позицию по отношению к воспитанникам, использовать приёмы поддержки детской инициативы и самостоятельности.
Старший воспитатель