Савуя Абдуллина
Тематический классный час «Здравствуй, добрый человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический классный час на тему “ Здравствуй, добрый человек”
Цель:
1. Изучение важных человеческих качеств “ доброта” и “ доброжелательность”;
2. воспитание умений выражать свое доброе отношение друг к лругу, близким и родным, старшему поколению;
3. привитие любви к родительскому дому.
Оборудование: DVD – плеер, диски с фонограммами песен, бумага, ручки, карандаши, слайды-рисунки с различными ситуациями, можно использовать мультимедийный проектор.
Публикация «Тематический классный час „Здравствуй, добрый человек“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход классного часа:
1. Предисловие.
2. Страница первая – «Доброта и доброжелательность».
3. Страница вторая – «Родительский дом»
4. Страница третья – «Любите близких и родных»
5. Страница четвертая – «Добротой себя измерь»
6. Заключение.
ПРЕДИСЛОВИЕ
(исполняется песня «Здравствуй, мир!»)
Здравствуй, дом
Здравствуй, даль,
Здравствуй радость и печаль!
Здравствуй, быль!
Здравствуй, новь,
Здравствуй, светлая любовь!
Здравствуй, мир!
Здравствуй, друг!
Здравствуй, песен щедрый круг!
Здравствуй, миг,
Здравствуй, век!
Здравствуй, добрый человек!
Ведущий: Первое слово, которым встречают друг друга люди, - «Здравствуйте!». Поклонившись, мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы: «Здравствуйте!».
Что особенно тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте!», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостей сделалась жизнь?
(В. Солохун)
Кл. руководитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим на страницах нашего календаря о важных человеческих качествах, как доброта и доброжелательность, побываем в родительском доме, о материнской любви к близким и родным.
СТРАНИЦА ПЕРВАЯ – «ДОБРОТА И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ»
Кл. руководитель: Давайте подумаем. Понятия «доброта» и «доброжелательность» - равные в своем значение, или здесь есть разница?
Ученик: Доброта – это чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку.
Ученик: «Чуткость» - отзывчивый, сочувственный.
Ученик: «Отзывчивость». Отзывчивый, легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь.
Ученик: «Деликатность». Деликатность – вежливый, мягкий в обращении.
Кл. руководитель: А как можно охарактеризовать понятия «доброжелательность»?
Ученик: Это слово как бы составлено из двух «желание» и «добро», то есть желание другим добра.
Ученик: У поэта Яшина в одном из стихотворений есть такие строки:
Но не от тяги к суесловью
И сложились не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья.
Пожелание добра.
И живется вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Ученик: Человек доброжелательный не может быть злым, грубым, жестоким. Он приветлив, внимателен и заботлив с окружающими его людьми.
Кл. руководитель: Что необходимо, чтобы быть доброжелательным, а не казаться им?.
Ученик: Уважение к людям, контроль над своими поведением, искренность, сердечность, простота.
Кл. руководитель: Давайте с этой точки зрения попробуем проверить себя. Ответьте на пять «сколько» и сами проанализируйте свои ответы (ребята отвечают письменно на пять вопросов, а затем делаем вывод).
1. Сколько раз и с кем ты сегодня поздоровался?
2. Сколько раз и кому уступил дорогу?
3. Сколько раз и по отношению к кому ты удержался от грубости (или не удержался?
4. Сколько раз ты назвал по кличке своего одноклассника (или одноклассницу?
5. Сколько раз ты внимание к другому человечку (выслушал, помог, показал дорогу?
АНАЛИЗ: Поздороваться важно дома со своими близкими, в школе с одноклассниками и со всеми взрослыми, а не только с учителями.
Уступить дорогу можно (и нужно) девочке перед дверью в школе, раздевалке, взрослому, а не только учителю.
Грубить недопустимо никому.
Кл. руководитель: Значит, доброжелательность проявляется не только в словах, но и в поступках и всегда окрашивает поведение воспитанного человека.
Ученик: Доброжелательность – это умение человека выразить свое доброе отношение к другому.
Кл. руководитель: Есть ли отличия между «добротой» и «доброжелательностью»?
Ученик: «Добротой» более глубокое понятие, оно включает в себя «доброжелательность».
Ученик: Мы редко говорим «доброжелательный человек», чаще «проявляет себя доброжелательно», «ведет себя доброжелательно», то есть, имеем в виду внешнее выражение отношения человека к людям.
Ученик: Желая доброго другому, человек не всегда может сам нести в себе доброту, уметь отказываться от каких – то благ ради другого человека.
Ученик: Быть добрым – нелегко. Доброта налагает на человека определенную ответственность!
Ученик: Нравственная воспитанность человека тогда станет полной, когда доброта будет его главным и естественным свойством, когда она станет условием его жизни.
Ученик: В. Гюго сказал: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».
Ведущий: Закончить нашу страницу хочется словами Алима Кешокова:
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого – зло.
Кл. руководитель: Вдумайтесь в эти слова.
(Звучит песня «Родительский дом» исп. Л. Левщенко)
СТРАНИЦА ВТОРАЯ – «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ»
Кл. руководитель: Представьте, что у каждого из вас в руках волшебная палочка, способная творить чудеса. Каждый из вас входит в свой дом, дотрагивается до вещей и людей, изменяя их по своему усмотрению. У вас на это, 3-5 минут. (Ребята остаются наедине со своими чувствами и мыслями, письменно отмечают свои преобразования в доме).
Кл. руководитель: Наше маленькое путешествие в родительский дом закончилось. Расскажите, как вы воспользовались волшебной палочкой. (Дать желающим высказаться, тактично прореагировать на их слова, похвалить за хорошее). А теперь волшебной палочкой прикоснемся к себе. Что с ее помощью вы хотели бы изменить в себе таком, каким вы бываете дома? (Здесь спрашивать не только желающих, но и тех, с кем считаете важным поговорить. Но делать это тактично, доброжелательно по отношению к ребенку).
Кл. руководитель: Вот видите. Ребята, с чем приходилось сталкиваться: с вашей ленью, грубостью, несдержанностью, капризами, претензиями. Как нелегко это видеть вашим родителям. И как обидно им порой бывает! Как этого избежать? Как сделать так, чтобы в дом вы несли тепло, сердечную благодарность, искреннюю привязанность, участие и понимание?
СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ – «ЛЮБИТЕ БЛИЗКИХ И РОДНЫХ»
Ведущий: Нельзя позволить быть себе «Иванами, не помнящими родства». Наша Родина прекрасна, история ее остается великой, а народ достоин преклонения. В,А, Сухомлинский говорил, что любовь в Родине начинается с любви к матери. Мать от детей ничего не требует, любовь ее бескорыстна. Дети бесконечно дороги и отцу и матери, бабушке и дедушке. Пусть же жизненным правилом детей будет боязнь причинить огорчение своим родителям.
Ученик: греческий философ Фалес (IV век до н. э.) послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЕТЯМ:
1. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми.
2. Проявляйте любовь, благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.
3. Став взрослыми, не бойтесь показывать уважение к родителям. Им дороги любовь, участие, доброе слово.
4. Вникайте в заботы семьи. Посильно помогайте по дому.
5. Не отвечайте родителям грубостью, дерзостью, молчанием.
6. В сочувствии, добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки, цените их. Ведь бабушка – добрый дух дома, дедушка – старший член семьи.
СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ – «ДОБРОТОЙ СЕБЯ ИЗМЕРЬ»
КЛ. РУКОВОДИТЕЛЬ:
Демонстрируются картинки (или слайды) – ситуации:
1. Мальчик, стремительно бегущий и толкнувший сверстника, который упал («Я тебя толкнул, прости, я нечаянно»).
2. Женщина звонит по телефону («Коля, у тебя нет моего Вити? Я так волнуюсь, уже поздно, а его нет»).
3. Девочка с тарелкой, на которой лежит пять апельсинов (Мама велела разделить апельсины с сестренкой. Как же их делить).
4. Мальчик сидит у телевизора, в доме беспорядок, мама у двери с тяжелыми сумками («Что, сынок, очень интересная передача?»).
5. Маленький брат протягивает сестре конфету («Хочешь?»).
Кл. руководитель: Если вы снисходительны и уступчивы в первом случае, если, поторопились утешить во втором, вспомнили, что, кроме сестренки, неплохо было бы оставить апельсины маме, папе, бабушке, постарались загладить свою вину и помочь маме, недосмотрев передачу. Поделились конфетой с сестренкой, значит вы народ добрый и с вами легко окружающим. Если же в ваших ответах что – то не так, задумайтесь над этим.
Ведущий: Неполным был бы наш разговор, если бы мы не поговорили о братьях наших меньших: животных и птицах, об экологической обстановке. Но это темы отдельных классных часов. Мы сегодня говорим о доброте, о доброжелательном отношении к близким. Давайте не забывать, что также по – доброму надо относиться и к животным, и к птицам, и ко всей нашей планете.
Ученик: Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивительно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Кл. руководитель: Перелистав страницы нашего календаря, мы можем попрощаться и сказать:
«Добрый вечер! Доброй ночи!
А что это значит?
Значит, день был по – доброму начат,
Значит, день был по – доброму прожит,
Он умножит счастливые дни»
(Всеми участниками классного часа исполняется песня «Дорогою добра»)
Используемая литература:
1. Подборка журналов «Воспитание школьников».
2. Сборники песен для детей.
3. Пословицы и поговорки о добре и доброте.