Бекирова Шахла Абдурахман кызы
Тематический день в старшей группе «День воздуха». Планирование и конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для развития интереса детей старшего дошкольного возраста к опытно-экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
Публикация «Тематический день в старшей группе „День воздуха“, Планирование и конспект занятия» размещена в разделах
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни; воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе.
I половина дня.
Прием детей в группе украшенной воздушными шарами.
Беседа на тему: «Что такое воздух? Его значение для человека».
Самостоятельная деятельность детей:
o Рассматривание иллюстраций на тему: «Воздушные иды транспорта»;
o Утренняя гимнастика (дыхательная гимнастика);
o Упражнение «Ветер дует нам в лицо»;
o Подвижная игра «Самолёты на аэродром!»;
o Наблюдение за погодой, ветром (направление, сила ветра);
o Подвижные игры «Не урони воздушный шарик!»,
o Занятие «Воздух-невидимка»;
o Чтение художественной литературы: Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (глава «Путешествие на воздушном шаре»).
Конспект занятия «Воздух-невидимка»
Раздаточный материал: пакет, листы бумаги, апельсин, кофе, духи, бутылочки, шарики, кусок резины, резиновая игрушка, стаканчики, трубочки, таз с водой.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети давайте возьмемся за руки и пожмем, друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской …
Дети. курице. (Дети показывают «крылышки»)
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)
Здравствуй, Утро! (Жест вправо)
Здравствуй, День! (Жест влево)
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями?А что,будем исследовать вы узнаете, отгадав загадку.
Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ответы детей.
Воспитатель: Из всех сокровищ мира для нас самое бесценное – воздух, которым мы дышим.
Человек, как и многие другие животные, непрерывно дышит. Он делает это неосознанно, наяву, и во сне. Бесценный воздух! Воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и растениям.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Какими свойствами обладает воздух?
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель:Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой) (эксперимент можно повторить еще раз с воздушном шаром).
Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод:Воздух прозрачный
Опыт № 2 (ощущать давление воздуха при помощи веера)
Воспитатель: Сложите каждый лист «гармошкой» так, чтобы получился веер. Помашите веером. Вы ощущаете воздух? (Вариант 2: Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок.)
Ответы детей.
Вывод: Мы можем ощущать воздух.
Физминутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Опыт № 3 (Слышим воздух)
Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук) Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать). (Вариант 2: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.)
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик). (Вариант 2: А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «о», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Опыт № 4 (Воздух может переносить запахи)
Сейчас вы узнаете, о том, что воздух переносит запахи на опыте.
Пройдите на ковёр, закройте глаза, вначале должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.
С закрытыми глазами ощутите аромат.
Воспитатель распространяет на детей ароматы: духи, приправа, кофе, апельсин.
Вывод: Воздух переносит запахи.
Опыт № 5 (Имеет ли воздух вес)
Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим вводу резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Опыт № 6
Воспитатель: Возьмите пипетки. Из чего они состоят? (Резиновый колпачок и стеклянный цилиндр.) Сожмите пальчиками правой руки колпачок, а любой пальчик левой руки подставьте к концу цилиндра и разожмите колпачок. Что вы почувствовали? (Струю воздуха.) А теперь снова сожмите колпачок и разожмите возле пёрышка. Что получилось? (Пёрышко сдвинулось.) Вспомните, где используется это свойство воздуха? (Мяч, воздушный шарик, шина, пылесос.)
Опыт №7 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой. Человек не может жить без воздуха. Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какими же свойствами обладает воздух? Какой опыт вам понравился больше?
Ответы детей.
II половина дня
Постепенный подъём детей:
o Воздушные ванны;
o Гимнастика пробуждения;
o Дыхательная гимнастика.
o Сравнение с утренними наблюдениями
o Оригами «Самолёт»; «Вертушка»;
o П/и «Раздувайся пузырь, да не лопайся!».
o Завершение тематического дня «Игра: мыльные пузыри».
o Игра «Надуй самый большой мыльный пузырь».