Татьяна Щербинина
Тематический день в ДОУ, посвященный Дню воды
▼ Скачать + Заказать документы
Приветствую всех гостей, заглянувших на мою страницу! Поделюсь с вами опытом проведения тематических дней в ДОУ. 22 марта мы вместе с детьми и родителями подвели итог нашей большой плодотворной работы по теме: "Удивительное в неживой природе"
Тематический день, посвященный Дню воды.
Аннотация:
Данная организованная образовательная деятельность экологического направления проводится с группой детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы. Особенностью организации познавательной деятельности дошкольников на данном мероприятии является то, что предмет изучения рассматривается как объект исследования. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы. Наблюдая, анализируя и делая выводы, дети приходят к определению основных свойств и качеств воды. Взаимоотношения с детьми выстраиваются на диалогической и рефлексивной основе.
Публикация «Тематический день в ДОУ, посвященный Дню воды» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- День воды, 22 марта
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания, представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии.
Задачи поставлены в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на основе интеграции образовательных областей и деятельностного подхода, что способствует формированию умений и навыков детей, развитию их познавательной активности и мыслительной деятельности. Мероприятие включает развивающие задания с использованием технологии ТРИЗ и мультимедийного оборудования.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с богатством природы – водой.
- Систематизировать знания детей о воде, как о самой важной и нужной на планете, необходимой для жизни всего живого на Земле.
- Формировать у детей знания о значении воды как важного природного ресурса, расширение кругозора детей.
- Уточнять представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные и человек; о свойствах воды : прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твёрдая (снег, лёд, жидкая, газообразная (пар).
Развивающие:
- Развивать познавательную активность и творческие способности детей.
- Совершенствовать мыслительные операции: анализа, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, восприятие; развивать эстетические представления и художественный вкус детей.
- Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем.
- Воспитывать у детей интерес к изучению объектов окружающего мира; любознательность и аккуратность.
- Прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: беседа с детьми о значении воды; совместное творчество: картотека загадок и стихов о воде; чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой, сказки «Путешествие Капельки»; проведение отдельных опытов с водой; дидактическая игра «Кому нужна вода»; познавательная игра «Где, какая вода бывает?»; просмотр презентации на тему: «Почему воду нужно беречь»; беседа со священнослужителем "Почему святая вода обладает целебной силой?"; наблюдения за водой в разных агрегатных состояниях во время прогулок, в быту; изготовление лэпбука совместно с родителями «Вода – источник жизни».
Методы и приё мы образовательной деятельности: беседы с детьми, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, опыты,дидактические игры, игровые обучающие и развивающие ситуации, трудовые поручения, моделирование: создание моделей об изменениях в неживой природе.
Предполагаемый результат:
- Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
- Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
- Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
- Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
- Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Взаимодействие с родителями:
1. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде.
2. Организация выставки рисунков на тему: «Вода вокруг нас»
3. Лэпбук "Вода – источник жизни".
4. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Форма организации: игра «Ученые в лаборатории».
Развивающая среда: экран, проектор, ноутбук, презентация "Живая и мертвая вода", предметные картинки; "лаборатория" : сосуды разной формы, соль, сахар, песок, растительное масло, ванилин, пищевые красители, цветные льдинки, лед, блюдце, миска, глобус, аудиозапись "Шум воды", мяч.
Содержание:
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Педагог: (Чтение стихотворения Н. Рыжовой "Волшебная вода")
Вы слыхали о воде?
Говорят: она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Педагог: Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня с вами поговорим? (Ответы детей)
- Правильно, ребята, о воде. 22 марта – Всемирный день воды, и в этом году Всемирному дню воды исполняется 25 лет. Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде. (Ответы детей)
- Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды и может прожить без нее всего 3 дня. Вода играет важную роль в жизни живых организмов. Для многих растений и животных она является средой обитания, источником пищи и кислорода, да и сами живые организмы могут содержать более 90% воды.
Работа с глобусом:
- Посмотрите, ребята, на глобус, модель нашей Земли.
- Какого цвета на глобусе больше? (Ответы детей)
- Что обозначено на глобусе голубым цветом? ( Ответы детей: океаны, моря, реки, озёра).
- Кажется, что воды на Земле много - вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.
- А какая вода нужна человеку? (Ответы детей).
- А какая это вода - пресная? Что вы знаете о ней? (Ответы детей)
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Ответы детей)
- Воду необходимо беречь, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- Мы с вами должны беречь воду, экономить её. А как мы с вами можем экономить воду? ( Ответы детей: не оставлять открытым кран с водой, не включать сильно кран при умывании).
Работа с иллюстративным материалом:
Педагог: Вода нужна всем: людям, животным, растениям, птицам, рыбам, насекомым.
- Что с ними станет без воды? ( Ответы детей: всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ).
Педагог: Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт жизнь. Поэтому в сказках, пословицах воду называют «матушка», «царица», «волшебница». Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
- А для чего нужна вода человеку? ( Ответы детей: пить, мыться, готовить себе пищу, стирать бельё, поливать растения, поить своих животных).
- Ребята, а что ещё вы знаете о воде? (Ответы детей)
- Как вы думаете, вода умеет издавать звуки? (Ответы детей)
Артикуляционная гимнастика (звучит музыка "Шум воды").
- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С (Дети произносят).
- В кипящем чайнике мы слышим звук воды — Ш-Ш-Ш-Ш.
- А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.
- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП (Дети произносят) .
- А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим?
- Правильно, БУЛЬ.
Вывод: Вода умеет издавать разные звуки.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? ( Ответы детей: это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем продолжать проводить опыты по исследованию воды, её свойств.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети садятся)
Опыт №1. Какого цвета вода? (см. Приложение №1)
Предложить детям налить воду в любую емкость и рассмотреть рисунок, который расположен за емкостью.
Вывод: через воду виден рисунок, можно наблюдать за рыбками в аквариуме. Значит, вода - прозрачная жидкость. Ее можно окрасить в любой цвет, если добавить краски.
Педагог: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы детей).
- Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Опыт №2. Вода не имеет запаха.
Педагог: А давайте мы добавим мятные капли или ванилин и снова понюхаем воду. У воды появился запах.
Вывод: вода не имеет собственного запаха.
Опыт №3. Вода не имеет формы.
На столе лежит кубик и шарик.
- Ребята, какой формы эти предметы (Ответы детей). А имеет ли форму вода?
- Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля влажная.
Опыт №4. Вода – растворитель.
- А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям добавить в воду разные вещества. Идет самостоятельная работа детей по подгруппам. Одна подгруппа растворяет сахар, другая – соль, третья добавляет песок, четвертая смешивает воду с маслом.
Обсуждают результаты увиденного, делают выводы : сахар растворился в воде, соль так же растворилась, а масло не растворилось, оно плавает на поверхности желтыми капельками. Песок не растворился, а осел на дне банки.)
- Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились? ( Ответы детей: вода может растворять одни вещества, а другие – нет).
ТРИЗ – игра «Хорошо – плохо»
- Педагог: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Нам тоже нужно отдохнуть. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре по кругу.)
- Мы поиграем в игру «Хорошо – плохо». Я вам буду кидать мячик, и задавать вопрос: Вода - это хорошо. Почему? Вода – это плохо. Почему?
«Вода - это хорошо. Почему?» Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде и около нее обитают различные животные и птицы.
«Вода – это плохо. Почему?» Какую опасность может таить вода? Если напиться холодной воды, то можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если ее пролить на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть. Если много поливать цветы, то они погибнут. Бывают сильные наводнения, которые разрушают дома.
- Да, молодцы! Занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Опыт № 5. Агрегатное состояние воды.
- Вода - это жидкость. Она течет, льется. Но вода не всегда бывает жидкой. Давайте вспомним, в каком состоянии может быть вода?
( Ответы детей: Вода может быть твердой – лед, жидкой – вода, и паром, когда ее сильно нагревают.).
Дети кладут на блюдце кусочек льда и ставят его на миску меньшего диаметра с горячей водой. Лёд тает, превращаясь в воду. Наблюдают за паром, поднимающимся над горячей водой. Рассматривают цветные льдинки, изготовленные детьми в центре экспериментирования для зимних забав во время прогулки.
Вывод: лёд (снег) – твёрдое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть – станет паром.
- Итак, наша лаборатория закрывается.
- Вы, ребята, молодцы, потрудились на славу. Давайте сделаем общий вывод: какими качествами и свойствами обладает вода? (Ответы детей)
Презентация "Живая и мертвая вода"
Педагог: В жизни, как и в сказках, есть "живая вода", она попадает на землю вместе с дождем, с талым снегом, она поит растения, животных.
Но есть и "мертвая вода" - грязная. Откуда берется "мертвая вода"? ( Ответы детей: она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей).
- Как вы думаете, если человек будет пить такую воду, он заболеет? (Ответы детей).
- Ребята, посмотрите на экран, я вам покажу, как выглядит под микроскопом при сильном увеличении грязная вода. Что вы видите?
- Да, в грязной воде есть частицы песка, болезнетворные микробы и бактерии.
Если человек будет пить такую воду, то заболеет и его будут лечить врачи, так как микробы и бактерии вызывают разные заболевания.
- Посмотрите снова на экран, мы видим результаты полива рассады живой и мертвой водой. Слева - живая вода, справа - мертвая. Что вы видите? Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
- Остановимся подробнее на питьевом режиме. Питье именно чистой воды (а не напитков, таких как чай, компот, сок) необходимо для здоровья человека!
Рассказ педагога детям, как полезно начинать день с чистой воды. Помогать им вырабатывать эту здоровую привычку.
- Соблюдать питьевой режим необходимо круглый год. Норма потребляемой воды устанавливается из расчета 30мл на 1 кг веса в сутки.
Проблемная ситуация:
Педагог: Как вы думаете, ребята, что нужно делать, чтобы на нашей планете не было «мертвой воды»? ( Ответы детей: не засорять реки и озера, убирать мусор после пикника и т. д.).
Педагог: Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (Ответы детей).
- Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу. Ученые говорили воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп.
- Посмотрите на экран. Вот что они увидели!
(картинка с изображением красивых кристаллов воды).
- Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми.
(картинка с изображением ломаного кристалла воды).
- Вот и получается, что наша живая вода способна слышать и слушать. Значит, она живая.
- А все живое требует к себе бережного отношения. Мы с вами будем беречь воду, относится к ней с уважением, говорить только добрые слова. Помните, что рассказывал нам священнослужитель о целебной силе святой воды, которая таит в себе положительную энергию. (Ответы детей)
3 часть. Рефлексия. Подведение итогов:
Педагог: Что нового и интересного мы узнали сегодня? (Ответы детей).
- Вода - это источник жизни для всего живого. Мы должны ее беречь и охранять. Наша планета Земля - наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее.
- А как мы это будем делать? Я предлагаю использовать художественно – изобразительные средства. Затем показать свои творческие работы родителям, друзьям. Хотите?
Художественно - продуктивная деятельность детей.
Дети по желанию выбирают, что они будут рисовать. В центре по художественно – эстетическому развитию берут все необходимое для работы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши). Дети могут объединяться в группы, могут работать в парах, могут работать индивидуально.
Приложение №1
Фотоматериалы ООД: Опытно-исследовательская деятельность (свойства воды).
Опыт №1. Выводы : вода бесцветна.
Опыт №2. Выводы : воду можно окрасить в любой цвет.
Опыт №3. Выводы : вода не имеет собственного запаха.
Опыт №4. Выводы : вода может растворять одни вещества, а другие - нет.
Опыт №5. Выводы : вода может быть в твердом, жидком и газообразном состоянии.
Приложение №2
Образовательная деятельность в режимных моментах:
1. На прогулке наблюдения за снегом, льдом.
Приложение №3
2. Игровая деятельность детей на прогулке: «Удивительные свойства воды»
Приложение №4
Проблемная ситуация "Почему святая вода обладает целебной силой?"
Беседа со священнослужителем Казанской иконы Божией Матери
(в храме и в музыкальном зале дошкольного учреждения).
Благодарим вас за участие! Весеннего настроения и творческих успехов!