МААМ-картинки

Тематические праздники как средство формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста

Иванова Вера Николаевна
Тематические праздники как средство формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание и образование дошкольников, является одной из актуальнейших проблем современности. Это подтверждают и приоритетные задачи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в рамках образовательной области «Познавательное развитие».

Дошкольное детство – это ответственный период в жизни человека, когда закладываются основы отношений к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем, и то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании, поэтому воспитательную работу необходимо сделать дидактически незаметной и привлекательной для него.

Публикация «Тематические праздники как средство формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Особенно благоприятным для формирования экологического сознания личности является старший дошкольный возраст, знаменующий переход к подготовке к обучению в школе. Это обусловлено как высокой восприимчивостью детей этого возраста, становлением начал самостоятельности и творчества, так и началом развития самосознания и самоконтроля.

Формирование экологического сознания дошкольников может осуществляться в разных направлениях и разными средствами. Но наиболее эффективное средство формирования экологического сознания, на наш взгляд, – это тематический праздник. Так как он является наиболее интересным и привлекательным для ребенка средством, способен вызвать положительный эмоциональный отклик на его природное содержание, а также обеспечивает интеграцию различных видов детской деятельности, согласно требованиями ФГОС.

Образовательная деятельность по формированию экологического сознания детей была организована мной на базе группы детей старшего дошкольного возраста, которая предполагала серию тематических праздников.

При планировании соблюдались следующие требования:

– актуальность, целесообразность мероприятия, его воспитательное значение;

– учет сезонности, климатических условий, принципа регионализации;

– использование разнообразных форм и методов работы с детьми, интеграция различных видов детской деятельности и образовательных областей;

– привлекательность мероприятия (сюрпризные моменты, игровые методы и приемы, вручение призов);

– доступность сведений природоведческого содержания;

– соответствие требованиям ФГОС ДО;

– активное вовлечение детей и родителей;

– обогащение представлений детей об окружающем мире, живой природе и воспитание бережного к ней отношения.

Цель: создание условий для формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста

Название праздника Задачи

Закружился надо мной

дождь из листьев озорной Закрепление представлений детей об устойчивом взаимодействии между живой и неживой природой в период сезонных изменений, активизация знаний о труде людей в период сбора урожая

И от спички одной может быть пожар лесной! Закрепление представлений детей о правилах безопасного поведения в лесу, воспитание бережного и ответственного отношения к природе

Живут на планете Земля животные – наши друзья! Расширение и углубление представлений о животных, воспитание любознательности и гуманного отношения к живым существам

Только вместе, только дружно помогать природе нужно! Закрепление представлений детей о Красной книге и природоохранной деятельности человека, воспитание осознанного отношения к сохранению окружающей среды

Волшебница – вода Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды, ее значении, повышение познавательной активности, воспитание осознанно-ценностного отношения к воде как важнейшему ресурсу и источнику жизни на Земле

Лишь утро в саду настает, а друг наш пернатый поёт! Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах, воспитывать заботливое отношение к пернатым

Давайте вместе Землю украшать – сажать сады, цветы сажать повсюду… Формирование представлений о многообразии растительного мира, воспитание у детей ответственного и доброго отношения к природе родного края

Праздник «Закружился надо мной дождь из листьев озорной»

Эффективными формами закрепления представлений детей об взаимодействии между живой и неживой природой в период сезонных изменений, активизации знаний о труде людей в период сбора урожая являются: викторина «Знай, что осени дары всем и каждому нужны!», дидактическая игра «Соберем урожай», беседа «Осень – осень, в гости просим!», подвижная игра «Бег по лужам». Дети демонстрируют творческие способности в показе театрализованного представления «Сказка о непослушном Огурчике». Применение дидактических игр, викторины способствует наращиванию и корректировке представлений о природе, взаимодействии ее представителей, формирует экологическое сознание. Благодаря комплексному использованию разнообразных форм работы ребенок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоциональное отношение, особая восприимчивость и тесная связь между ним и взрослыми делает этот период основополагающим в формировании экологического сознания.

Праздник «И от спички одной может быть пожар лесной!»

Закрепление представлений детей о правилах безопасного поведения в лесу и умения устанавливать причинно-следственные связи между поведением человека и его последствиями успешно осуществляется с использованием следующих форм работы : серия опытов «Стихия огня», блиц-опрос «Не зевай – отвечай!», игровые тематические эстафеты. Особо следует отметить привлечение гостя – папы одного из воспитанников для проведения интерактивной беседы «Служба наша нелегка и для всех она важна!» : пожарный рассказывает о специфике своей работы, демонстрирует детям некоторые элементы экипировки, напоминает о правилах поведения в лесу, запрете разведения костров. В свою очередь, дети включаются в беседу, рассматривают экипировку пожарного, обследуют ее и примеряют. Такой опыт взаимодействия показывает ребенку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы, укрепляет становление экологического сознания. Ярким завершением такого праздника стало театрализованное представление «Пожар в лесу», персонажи которого демонстрировали зрителям последствия безответственного отношения и нарушения правил поведения в лесу. Благодаря стараниям артистов удалось расширить уровень представлений об обитателях сибирского леса и сформировать понимание ответственности каждого за состояние и улучшение природной среды, воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Праздник «Живут на планете Земля животные – наши друзья!»

Расширение и углубление представлений о диких и домашних животных, особенностях их жизнедеятельности, формирование экологического сознания происходит через такие формы работы с детьми, как: дидактические игры «Дикие – домашние», «Животные и их детеныши», «Кто в домике живет?», творческое задание «Рисунок животного из счетных палочек». Закрепление экологически правильного поведения осуществляется в игре «Правильно – неправильно», образец поведения транслируется детям с помощью инсценировки стихотворения А. Дмитриева «Разговор с кошкой».

Праздник «Только вместе, только дружно помогать природе нужно!»

Закреплять представления детей о Красной книге и природоохранной деятельности человека возможно с помощью инсценировки «Совет зверей», просмотра видеороликов про заповедники, выполнения задания «Не зевай – скорее отвечай!», рисования агитационных плакатов. Данные формы работы позволяют реализовать направленность человеческой деятельности на сохранение природных условий, пригодных для жизни разнообразных живых организмов, что является основой для формирования экологического сознания. На наглядных примерах детям демонстрируют негативные экологические проявления, и обучают позитивной деятельности по сохранению природы. Идею самоценности каждого объекта природы педагоги проносят в ходе всего мероприятия.

Праздник «Волшебница – вода»

Воспитание осознанно-ценностного отношения к воде как важнейшему ресурсу и источнику жизни на Земле осуществляется с применением дегустации воды разного вкуса, опыта «Очистка воды», игр-эстафет «Переправа», «Ручейки и озёра». Полученные на празднике знания о свойствах воды и ее роли для всего живого на планете в сочетании с эмоциональными переживаниями формируют устойчивое убеждение в необходимости положительного деятельностного отношения к природе, ребенок приходит к осознанию соблюдения бережного отношения к воде, в ходе опытов приобретает навыки гуманно-созидательного взаимодействия с природными объектами.

Праздник «Лишь утро в саду настает, а друг наш пернатый поёт!»

Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах, воспитывать заботу о пернатых помогают: фотообзор «Как птицы весну встречают», экспресс-опрос, сценки в исполнении детей «Этот случай был в апреле» и «Две синицы». В ходе мероприятия у детей развиваются наблюдательность, интерес, любознательность, что укрепляет становление экологического сознания. Лирический тон праздника в сочетании с музыкальным сопровождением способствует накоплению у детей морально-ценностного опыта, формированию нравственной позиции по отношению к пернатым, воспитанию бережного и заботливого отношения к птицам, живущим по соседству с нами. Коллективная работа по конструированию «Скворечники» не только активизирует знания о помощи человека птицам, но и способствует успешной социализации детей, закрепляет умение действовать сообща для достижения общего замысла.

Праздник «Давайте вместе Землю украшать – сажать сады, цветы сажать повсюду…»

В дидактических играх и игровых заданиях дети расширяют представления о цветах и свойствах лекарственных растений, осознают необходимость охраны растений, занесенных в Красную книгу. Опосредованное обучение детей в ходе праздника способствует образному, субъектному восприятию ребенком природы и формированию эстетических и нравственных мотивов взаимодействия с ней; организации длительного непосредственного общения с природными объектами; активному участию детей в обеспечении нормальной жизнедеятельности растений. Чтобы не разрушать хрупкую красоту царства цветов, дети, используя различные способы изображения (в т. ч. нетрадиционное рисование, пластилинографию) создают рисунки цветов, которые затем оформляются в тематическую выставку работ, что способствует яркому эмоциональному отношению к природе, побуждает к активному взаимодействию с живыми существами, наблюдению за ростом растений, их красотой.

Таким образом, педагогический эффект тематических праздников достигается за счет удачного комбинирования интеллектуальных и развлекательных воздействий на ребенка, обязательном использовании эстетического потенциала музыки, художественной литературы и изобразительного искусства, а также создании комфортной, непринужденной атмосферы, доставляющей радость взаимного общения детей и взрослых.

Литература:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст] : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2006. – 79 с.

2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1982. – 231 с.

3. Горбунова В. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – №6 (27). С. 10-15.

4. Горбунова В. А., Мишарина Л. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья: учебное пособие. – Иркутск: издательство ГОУ ВПО Иркутский государственный педагогический университет, 2004. – 175 с.

5. Иванов А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.

6. Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников : проблемы и некоторые подходы к ее решениям. – СПб. : Питер, 1992. – 205 с.

7. Макарова О. А. Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста / О. А. Макарова // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 208-210.

8. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 144 с.

9. Рыжова Н. А. Невидимые ниточки природы: методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников / под ред. Г. А. Ягодина – М. : Центр экологического образования Международного университета, 1995. – 60 с.

10. Тарасевич С. И., Ивличева Т. И. Экологические праздники как средство формирования нравственности и духовности детей дошкольного возраста / С. И. Тарасевич, Т. И. Рыжова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). – СПб. : Свое издательство, 2016. – С. 78-81.

Публикации по теме:

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Конспект экологического КВН «Знатоки родной природы» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формировать познавательный интерес к миру природы Родного края. Задачи: - Закрепить знания, полученные в процессе непосредственно.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста»Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.

Сценарий экологического праздника «День Земли» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий экологического праздника «День Земли» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий совместного экологического праздника «День Земли» для детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 56 и ДОУ № 53 Подготовили: музыкальный.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возрастаЗимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематические праздники как средство формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 19:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематические праздники как средство формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Вера Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД