Надежда Утицких
Тематические постеры как одна из современных технологий, применяемых в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОСТЕРЫ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Следуя принципу вариативности дошкольного образования, педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций имеют возможность выбирать и проектировать разные модели образовательного процесса, использовать вариативные формы, методы и средства реализации образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, особенностей их образовательных потребностей и интересов. В этих условиях каждый педагог и специалист должен ориентироваться в широком спектре современных педагогических технологий.
Публикация «Тематические постеры как одна из современных технологий, применяемых в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Учитывая эту потребность, основная задача нашего дошкольного учреждения - выбрать такие методы и формы организации работы с детьми, современные технологии, которые оптимально соответствуют развитию личности.
Существует более сотни образовательных технологий, но одна из самых актуальных, которые мы используем на практике это «Тематический плакат (постер)».
Плакат или постер - это узкая длинная картина (не обязательно в рамке, на которой дети отражают свои впечатления от услышанного или увиденного по определенной теме, используя различные наглядные материалы и приемы. Само слово «постер» пришло из полиграфической промышленности и означает «расклеивать» или «развешивать». В наше время постеры - это не только рекламные постеры, но и произведения искусства. На этом же плакате можно рисовать, раскрашивать, работать в технике аппликации, коллажа, использовать пластилиновую раскраску и другое.
Содержание «Тематических плакатов (постеров)» разнообразно, они могут использоваться как в конце тематической недели, с целью закрепления знаний детей, так и могут служить результатом любой учебной деятельности.
Эти плакаты способствуют развитию у дошкольников навыков сотрудничества, умения работать друг с другом (работа в парах, малых группах). Совместное создание детей для создания плакатов предполагает самостоятельную работу, в которой воспитанники принимают не менее активное участие.
Цель создания плакатов: привлечь дошкольников к творческому поиску, давая возможности для расширения знаний, общения средствами художественной культуры;
В процессе создания постеров решаются следующие задачи:
- художественно-графическая, способствующая усвоению детьми любого возраста системы художественных стандартов. В результате решения этой группы задач дошкольники становятся обладателями художественно-графических средств, позволяющих создавать выразительные образы в плакате как одном из видов художественного творчества;
- Познавательно-развивающие расширяют познавательную сферу ребенка в процессе работы над темой недели;
- Эмоционально-личностные направлены на развитие личностных качеств ребенка, расширение спектра эмоциональных переживаний, возникающих в процессе изготовления плаката.
В творческих заданиях детей ставят в необычные условия, им предлагают изобразить то, что им больше всего понравилось или запомнилось за неделю или учебную деятельность.
Желание и время работы над плакатом не регламентируется. Работа позволяет детям добиваться успеха: творческое отношение к задаче побуждает к активности, самостоятельности, поиску, вызывает эмоциональный подъем, а настойчивость способствует реализации задуманного.
Таким образом, дети учатся договариваться о распределении работы.
Выполняя свою часть работы, ребенок знает, что чем лучше он сам выполняет то, что ему поручено, тем лучше будет работа всей команды. Это, с одной стороны, создает условия для мобилизации возможностей ребенка, с другой - требует их проявления как необходимого условия. К преимуществам этой технологии можно отнести еще и то, что она позволяет вовлекать в коллективную деятельность большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы. Эгоистичные дети, склонные к переоценке собственной работы, не могут оказаться в столь однозначно оцениваемой ситуации, когда их предвзятость очевидна и легко доказуема. Напротив, детей с заниженной самооценкой оценивают по их заслугам перед коллективом.
Эту технологию активно используют специалисты детских садов, например : педагог-логопед готовит тренинг по грамотности в результате образовательной деятельности.
Как правило, постеры размещаются в раздевалке группы и представляют собой информационные стенды, папки, дорожные папки, стенгазеты о жизни группы, консультации для родителей, различные буклеты, фото или видео файлы. К этим типам можно отнести еще один: «Афиша личных и творческих достижений детей».
Этот постер представляет собой плакат, на котором показаны достижения детей в творчестве, какие личные и моральные качества они приобрели, а также знания, которые они сформировали в течение учебного года в детском саду. Цель этого плаката - показать родителям, каких успехов достигли их дети и к чему еще стоит стремиться. Это показывает, что работа педагога с воспитанниками проходит планомерно и регулярно.
Как бы то ни было, при создании таких плакатов может возникнуть множество вопросов: от дизайна до выбора формата ватмана. Ниже представлен алгоритм создания плаката личных и творческих достижений детей, который ответит на все актуальные вопросы по данной теме.
1. Выбор формата плаката:
Плакат - это готовый печатный плакат с фоном или пустым ватманом, который можно расположить горизонтально или вертикально. Лучше всего использовать плоскость распространенных форматов бумаги от А1 до А3.
2. Дизайн и общая информация о размещаемой информации:
Фон плаката должен быть в приоритете светлым. В противном случае окажется, что текст и картинки на нем станут хуже восприниматься;
Вы можете добавить название группы из надписей на плакат. Не забывайте о назначении плаката, поэтому обязательно добавьте заголовок «Плакат достижений группы» или «Наши достижения». Сам заголовок выделяется крупным шрифтом, который выглядит пропорционально в зависимости от выбранного вами формата;
Также не будет лишним добавить различные изображения, слова, фразы, вывески, слоганы или девиз группы;
Информация, размещенная на плакате, должна быть общедоступной. Без использования профессионализма и сокращений.
3. Создание ячеек для прикрепления фотографий и достижений детей:
Постер должен содержать фотографии детей, которые впоследствии можно будет заменить (на магнитах, в карманах или на текстильной застежке-липучке). Таким же образом устанавливаются и критерии достижения.
4. Материалы, использованные для создания плаката:
Фотография каждого ребенка в группе в портретном формате, всегда в цвете, а также наклейки с картинками, на которых напечатаны достижения или которые впоследствии будут подписаны рукой учителя;
Каждая фотография должна иметь короткий текстовый фон. Это может быть приветствие ребенка и его краткое описание.
5. Периодичность смены поданного материала:
Информация о достижениях, такая как фото ребенка, меняется в конце тематических недель, а также в конце проектной деятельности по результатам образовательной деятельности (желательно раз в месяц).
6. Примерный список достижений.
В содержании плаката стоит отобразить несколько типов достижений: творческие, умственные и личные:
Творческие достижения могут содержать перечень проявлений ребенка в непосредственно организованной образовательной деятельности в изобразительном искусстве, а также в музыкальной деятельности;
Умственные достижения представляют собой новые приобретенные знания, умения и навыки в формировании математических представлений, при знакомстве детей с окружающим миром и речевом развитии дошкольников;
Личные достижения отражают особенности личности детей, которые формируются у них в процессе воспитания: вежливость, уступчивость, доброжелательность, отзывчивость, доброта, уважение к старшим и труду взрослых.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ от 14 ноября № 30384, г. 2013).
2. Гербова В. В. «Развитие речи» -МОЗАИКА. 1. Журнал воспитателя дошкольного образовательного учреждения -2015.- №6.
3. Кочерыгина А. А. Тематическая афиша - как метод развития творческих способностей дошкольников // Образовательные проекты «Совенок» для дошкольников. - 2016. - №37.
4.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : МОСАИКА СИНТЕЗ, 2014.