Надежда Афошина
Тематическая прогулка в подготовительной группе «Весенние превращения»
▼ Скачать + Заказать документы
Святой Георгий Победоносец(6 мая)
Цель: уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе
Задачи: развивать умение сравнивать различные периоды весны, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе; познакомить с историей праздника; развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, сохранять и развивать традиции служения Родине и Православию. Идёт матушка- весна.
Отворяй-ка ворота.
Темочки:
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Первым март пришёл,
Белый снег сошёл.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришёл май-
Солнце в терем приглашай!
Вот и наступила долгожданная весна. А какая она?
Дети. Тёплая, светлая, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.
Воспитатель. Какие чудеса происходят весной?
Дети. Снег превращается в воду, появляются первоцветы- подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробивающейся травки и т д.
Воспитатель. Почему в народе говорят «весна - красна?»
Дети. Да потому, что она очень красивая.
Воспитатель. Скажите, какой сегодня день недели, число, месяц?
Ответы детей.
Воспитатель. Широкими шагами идет красавица Весна по земле.
Давайте вспомним как называют в народе весенние месяцы
Март-капельник, протальник.
В этом месяце появляются первые проталины.
Воспитатель. Апрель- водолей, березень, снегогон.
Дети. К концу апреля тает весь снег.
А май ласково называют «травень», «цветень», «розоцвет». И действительно, в мае все расцветает, обновляется. Май, последний месяц весны, связан с началом работ в огороде и в поле. Май был назван по имени богини Майи, которая олицетворяет природу и плодородие. Май – последний месяц весны, именно в эту пору наступает период зеленения и цветения всего живого. День святого Георгия Победоносца, или Юрьев (Егорьев) день, празднуется 6 мая. Православная церковь, чтит великомученика святого Георгия и считает его небесным помощником всех слабых и попавших в беду.
В стране Финикии раскинулось красивое озеро. На его берегу появился змей- дракон, он поедал детей. Дошла очередь до царской дочери, её привели на озеро. К ней явился Святой Георгий. Он вступил в бой с драконом и поразил его копьём. Этот сюжет получил название «Чудо Георгия о змие». Сюжет так
полюбился русскому народу, что на Руси Георгия стали изображать воином на белом коне, пронзающим копьем змея.
Со времен Дмитрия Донского святой считается покровителем Москвы. Изображение Георгия на коне с копьем в руке можно увидеть на гербе Московского государства, оно же вырезалось на княжеских печатях и было вычеканено на монете, которая с того времени называется – копейка. Георгий Победоносец – не только эмблема Москвы, но и всей московской Руси. В 1730 году древняя эмблема московской земли была объявлена гербом Москвы. В 1796 году в России учреждён орден Святого Георгия. Им награждали за отвагу в бою. В большом Кремлевском дворце есть зал Героев, Георгиевский зал, где вручаются самые высшие награды страны. До 1917г. одной из самых почитаемых наград в русской армии был Георгиевский крест. Выдавался он исключительно за боевые отличия. А крест был украшен лентой, которая называлась георгиевской. Во время Великой Отечественной войны жёлто-чёрная лента ордена Святого Георгия перешла к солдатскому ордену Славы…
На Руси святого Георгия почитали как покровителя скотоводства, а также считали защитником от хищных зверей. В то же время в славянском фольклоре великомученик отмечен как повелитель змей и хозяин диких животных.
Святой Егорий зверя пасет.
Все животные у святого Юрия под рукой.
Не менее развит у наших предков был культ великомученика Георгия как хозяина земли, земледельца, открывателя весенних полевых работ. Отметим, что имя Георгий по-гречески обозначает «земледелец, землепашец», и вполне возможно, что в своих истоках этот персонаж связан был с земледельческой мифологией.
Юрьев день – окончательный поворот к весне, тот порог, за которым осталась борьба весны с зимой и начинается её постепенный переход в лето. В этот день празднуется победа тепла и солнца над зимними морозами. Особое значение 6 мая приписывали егорьевской росе, появление которой предвещало буйный рост трав, а значит и обильный корм для выпущенного на пастбище скота. Ещё верили, что юрьева роса помогает в лечении различных недугов, в снятии сглаза и порчи. Поэтому по росе катались, чтобы получить крепкое здоровье.
Одной из главных тем дня была подготовка земли к севу илипроведение посевных работ. В северных и восточных регионах на Егория запахивали пашню, в южных – начинали сев. К Егорию дню приурочили первый выгон скота в поле, который считали очень ответственным делом и воспринимали как большой праздник. Обставлялся он разными ритуальными действиями, приговорами, песнями и обрядами. Если случалась ранняя весна, скот выпускали в поле и до этой даты, но его торжественный выгон со всеми обрядами совершали именно в Егорьев день.
Накануне и в день праздника из дома ничего не отдавали. До рассвета 6 мая хозяин обходил дом, закрывал все калитки, ворота и переломы в изгороди, хозяйка с иконой и караваем трижды обходила скотину в хлеву, шепча при этом молитву.
Георгию Победоносцу обращались с просьбой защитить и уберечь коров, коз, овец и лошадей от дурного глаза, диких зверей и других напастей. В былые времена в нашей стране леса занимали обширное пространство и были богаты дикими животными, поэтому выпас скота был сопряжен с опасностью. Крестьяне, стремясь предотвратить беду, прибегали к различным оберегам.
По весне, прежде чем выпустить скотину в лес, в доме на печной заслон хозяйки крошили хлеб и потом давали его отведать корове, произнося при этом: «Как это заслон каждую ночь на своем месте стоит, так бы и корова наша каждую ночь в нашем дворе стояла».
Двигательная активность.
Татарская народная игра «Мяч по кругу»
Задача: развивать умение действовать по сигналу. Упражнять в бросании мяча с поворотом.
Организация игры: Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. по сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Методические приемы: загадка:
«Ростом мал, да удал,
От меня ускакал. Хоть надут он всегда –
С ним не скучно никогда» (мяч)
Дополнительные рекомендации: передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
Башкирская народная игра «Стрелок»
Задача: развивать умение у детей метать мяч. Организация игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Дополнительные рекомендации: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
Индивидуальная работа
Разучивание скороговорок.
Цель: закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков; развивать слуховое внимание и память.
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Игра малой подвижности «Запрещенное движение».
Цель: развитие зрительного внимания
Игроки шагая по кругу, повторяют движения, которые им показывает водящий, но кроме одного - под запретом, например: «Прыжки на двух ношах». Играйте внимательно: кто повторил запрещенное движение - становится в конец колонны. Через время внимательные игроки окажутся впереди, они и будут победителями.
Самостоятельная деятельность
Самостоятельная двигательная деятельность - поощрять самостоятельность; учить самостоятельно организовывать игры и объяснять правила игры; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Трудовая деятельность
Полив рассады на клумбе.
Цель: привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе.