Ирина Горпенко
Тематическая непосредственная образовательная деятельность по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащение знаний детей в области оперы, используя литературные выдержки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Задачи:
1. Прививать любовь к книгам и к классической музыке, развивать интерес, выдержку, терпение, умение дослушивать до конца.
Публикация «Тематическая непосредственная образовательная деятельность по опере Римского-Корсакова „Сказка о царе Салтане“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- «Сказка о царе Салтане»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
2. Расширить знания детей, знакомя с такими понятиями, как «Ария», «Дуэт», «Хор», «Слуги», «Боярин», «Князь» «Царь».
3. Воспитывать культурного, эмоционального слушателя.
Звучит фрагмент «Вступление к опере».
(Дети свободно входят в зал, на экране портрет композитора.)
Музыкальный руководитель:
Трубы звонко прозвучали,
Пригласили в гости нас.
Давайте скорее поспешим
И царя Сатана навестим.
Он историю своей жизни
Вам расскажет сейчас.
(На экране Град царя Салтана.)
Музыкальный руководитель:
А дело было вот как:
(Чтение отрывка из сказки Пушкина.)
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Ка бы я была царица», - говорит одна девица, то на весь крещёный мир, приготовила б я пир».
«Ка бы я была царица, - говорит её сестрица, то на весь бы мир одна наткала б я полотна.
Третья молвила девица: «Я б для батюшки царя, родила б богатыря».
Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела.
И в светлицу входит царь, стороны той государь.
Во все время разговора, он стоял позадь забора.
Речь последней по всему, полюбилася ему.
Дети слушают арию царя Салтана.
(На экране царь Салтан.)
Музыкальный руководитель:
Царь недолго собирался, в тот же вечер обвенчался.
А тем временем на кухни злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидует оне, государевой жене.
(На экране картина военных действий.)
В те поры война была.
Царь Салтан с женой простился,
На добра коня садился,
Ей наказывал, себя поберечь его любя.
Между тем, как он далеко,
Наступает срок родин.
Сына бог им дал в аршин.
Шлет гонца с письмом царица, чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Баборихой,
(На экране эта тройка.)
Извести её хотят, перенять гонца велят.
Дети слушают «Дуэт сестер».
Как услышал царь отец, что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить, и гонца хотел повесить.
Но смягчился на сей раз, дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья, для законного решенья».
А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Баварихой
Обобрать гонца велят.
И в суму его пустую, суют грамоту другую.
Дети слушают хор слуг «Указ царя».
(На экране бояре.)
И послушались бояре, прочитав его указ.
И царевну в тот же час, в бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили, и пустили в океан.
(На экране бочка плывет в море, дети слушают и выполняют, стоя движения «волны» руками.)
Звучит «Музыка моря».
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица.
И растет ребенок там, не по дням, а по часам.
День прошел, царица вопит, а дитя волну торопит.
«Не губи ты нашу душу, вынеси ты нас на сушу!»
И послушалась волна.
Бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько,
Мать и сын теперь на воле.
Видит холм в широком поле, море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
(На экране этот сюжет.)
Сын подумал: «Добрый ужин был бы нам, однако нужен»
К морю лишь подходит он, вот и слышит будто стон.
Видно на море не тихо, смотрит – видит дело лихо.
(На экране лебедь отбивается от коршуна.)
Дети слушают «Дуэт Гвидона и Царицы».
Вдруг стрела, как засвистела,
И шею коршуна задела.
Коршун в море кровь пролил
И лук царевич опустил.
Смотрит, коршун в море тонет,
И не птичьим криком стонет.
Лебедь около плывет, злого коршуна клюет.
Бьет крылом и в море топит -
И царевичу потом, молвит русским языком.
Дети слушают арию «Царевны – лебедя»
(На экране Царевна – лебедь.)
Улетела лебедь птица, а царевич и царица,
Целый день, проведши так,
Лечь решились натощак.
Вот открыл царевич очи, видит город он большой.
(На экране город «Леденец».)
Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
В тот же день стал княжить он,
И нарекся: князь Гвидон.
И с тех пор на чудо – остров приплывали корабли.
А князь Гвидон их принимал свои дива показывал,
И привет царю Салтану передавал.
Гости в путь, а князь Гвидон с берега душой печальной
Провожает бег их дальний.
Глядь – поверх текучих вод, лебедь белая плывет.
(На экране лебедь и Гвидон.)
«Опечалился чему?» - говорит она ему
Князь печально отвечает: «Грусть – тоска меня съедает,
Одолела молодца, видеть я б хотел отца!»
Лебедь крыльями замахала, воду с шумом расплескала.
Тут он в точку уменьшился и шмелем оборотился.
(На экране шмель.)
Полетел и запищал, судно на море догнал,
Потихоньку опустился на корабль и в щель забился.
Дети слушают «Полет шмеля» и выполняют действия – импровизацию в конце музыки приседают на корточки.
На этом мы с вами путешествие приостановим кто захочет узнать, чем все закончилось, попросите воспитателя, и она вам дочитает сказку до конца.
А мы с вами слушали произведения из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».