Наталья Геранимус
Тематическая неделя «Россия мастерами славится»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России.
Задачи:
1. Организовать образовательный процесс на основе этнокультурного содержания, направленного на познание ребенком мира культуры, реализацию себя в мире культуры;
2. Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.
3. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям.
Публикация «Тематическая неделя „Россия мастерами славится“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Родина, Россия. Планы, планирование
- Родина, Россия. Проекты
- Россия. Поделки, конструирование
- Россия. Творчество, ИЗО, поделки, рисование
- Темочки
4. Познакомить детей с некоторыми промыслами, распространенными в Сибири в конце XIX начале XX вв. (гончар, ткачиха, кузнец, охотник). На основе этих знаний показать значимость труда для человека.
5. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда.
Понедельник
«Россия мастерами славится» (народные промысла нашего края)
Цель: Вовлечение детей в познавательно – исследовательскую деятельность по поиску ответов на вопросы, касающиеся значимости труда для человека. Рассказать об рыболовном промысле.
Задачи:
1. Знакомить детей с рыболовными снастями, орудиями лова.
2. Продолжать работу по обогащению сюжета игры.
3. Совершенствовать умение объединяться в игре, во время игры обращать внимание на положительное отношение детей друг к другу.
4. Развивать речевое общение в процессе игры, обогащать словарный запас детей новыми словами.
5. Активизировать словарь детей: невод, сеть, вители, саки, рыбалка, рыболов, клёв, удочка, улов
Ход занятия:
Дети находятся в приёмной комнате. Звучит №1 песня из м/ф «Маша и медведь» «Три желания».
Воспитатель: Ребята, слышите? Музыка звучит? Пойду, посмотрю, кто там к нам пришёл? Посмотрите, кто это? (ответы детей)
Воспитатель: Здравствуй, Машенька.
Машенька: Здравствуйте. Я пришла к вам показать и рассказать ребятам что – то интересное.
Воспитатель: Хорошо, Машенька. Нашим ребятам нравится узнавать новое.
Машенька: Вот и замечательно! Проходите за мной. (дети проходят в группу) Когда то давным – давно взрослые заготавливали продукты сами. Магазинов не было и ничего нельзя было купить: ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни мяса, ни рыбы. Как вы думаете, где они это всё брали? (ответы детей) Овощи выращивали на огороде, хлеб пекли мамы и бабушки дома. А папы и дедушки на охоте добывали мясо, занимаясь пчеловодством, качали мёд, и ловили рыбу. А вы знаете, как называется работа, когда ловят рыбу? (ответы детей) А как называется тот, кто ловит рыбу?
Машенька: Называется эта работа – рыбалка. А тот кто ловит рыбу – рыбак или рыболов. Вот посмотрите, какие картинки я вам приготовила.
Воспитатель: Посмотрите, ребята. Что изображено на картинках? (ответы детей) Да, здесь разные рыболовные снасти, с помощью которых ловят рыбу.
Машенька: Да, это невод. Это сеть. Это вители. А это саки.
Воспитатель: А какие снасти есть у нас, ребята? Покажите картинки с похожими снастями. (дети находят картинки и показывают) Молодцы, ребята. Всё правильно показали. А теперь закройте глазки, представьте, что мы с вами на море. Волны плещутся о берег, чайки кричат… (звучит №2 музыка прибоя и крики чаек) Хорошо, отдохнули глазки.
Машенька: Молодцы, ребята. (грустит)
Воспитатель: Машенька, что случилось? Почему ты загрустила?
Машенька: Я обещала мишке наловить рыбу на обед. Как же я справлюсь одна?
Воспитатель: Ой, ребята, что же делать? (ответы детей) Может, мы поможем Маше?
Дети: Да.
Машенька: Ой, как здорово! Правда, поможете?
Дети: Да.
Машенька: А как же мы её будем ловить? Как вы думаете, что нам надо с собой взять? (ответы детей)
Воспитатель: У нас вот есть кое - что. (удочки и саки) Их и возьмём, правда, ребята? Только я не помню, как это называется. Ребята, может, вы знаете?
Дети: Удочки, саки.
Машенька: Молодцы, ребята. А где живёт рыбка? (ответы детей) Правильно, в воде (речке, озере). А как рыбка плавает, покажите. (дети показывают ладонями) Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ну, что же, теперь отправляемся на рыбалку!
Физминутка
(звучит №3 песня «Любитель рыболов»)
Мы возьмем с собой ведерки,
Чтобы рыбки наловить.
Путь у нас непрост, нелегок,
Трудно будет нам в пути.
Воспитатель: Ребята, смотрите, какие красивые рыбки плавают на нашем озере! А сколько здесь рыбок? (ответы детей)
Машенька: Давайте её ловить!
Воспитатель: Подожди, Машенька, не спеши. Ребята, сначала вам нужно разделиться. Кто хочет ловить рыбку удочкой, идут на озеро и садятся на стульчики. А кто желает ловить рыбку сакой (сачком, идёт к столу.
Машенька: Ловим рыбку и приговариваем «ловись рыбка большая и маленькая».
Воспитатель: Ребята, ловим по одной рыбке. И передаём удочку и саку друг другу. (дети ловят рыбу из тазика сакой и удочками с магнитами на воображаемом озере)
Машенька: Всю рыбку поймали. Какие молодцы!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много рыбы наловили! А теперь возвращаемся обратно! (звучит №3 песня «Любитель рыболов»)
Воспитатель: Где мы с вами сейчас были?
Дети: На рыбалке, на озере (речке).
Воспитатель: А что мы там делали?
Дети: Рыбку ловили, рыбачили.
Воспитатель: А зачем мы её ловили, для кого?
Дети: Для мишки.
Воспитатель: А чем вы её ловили?
Дети: Удочками, сачками.
Воспитатель: Вам понравилось ловить рыбку?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот, Машенька, неси мишке рыбку.
Машенька: Спасибо вам большое, ребята! Я отнесу рыбку мишке, а завтра опять приду к вам. До свидания! (дети прощаются с Машенькой)
Вторник
«В гостях у Марьи искусницы»
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность.
Задачи:
1. Вызвать интерес к русскому костюму, его элементам.
2. Научить называть предметы костюма, обратить внимание детей на украшения сарафана, сорочки, кокошника.
3. Обогащать словарный запас детей новыми словами (сарафан, сорочка, кокошник, лента, тесьма).
4. Побуждать проявлять самостоятельность и активность.
Ход занятия:
Дети рассаживаются в кружок. Раздается стук, появляется гость - кукла Машенька в русском народном костюме.
Воспитатель: Ребята, давайте пригласим гостью в наш кружок и познакомимся.
Игра: «Ты да я»
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я - это мы!
Я - Алиса, я - Матвей,
Я - … (каждый ребенок называет свое имя)
Воспитатель: А вы заметили ребята, как необычно одета наша гостья? Посмотрите на Машу. На ней надет русский народный костюм. А костюм этот состоит из сарафана и сорочки? Из чего состоит костюм Маши?
Дети: Из сарафана и кофты.
Воспитатель: Раньше девочки носили одинаковые рубахи, которые назывались сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Ребята, а чтобы сарафаны были красивыми, их украшали ленточками, тесьмой, кружевами и расшивали бисером. Запомнили? Чем украшали сарафаны?
Дети: Сарафаны украшали ленточками, бисером, кружевами.
Воспитатель: Молодцы! Вы внимательно рассмотрели Машенькин костюм. Вот такие костюмы во многих семьях передавались от бабушки к внучке. Ребята, а вы заметили, что Машенька пришла к нам не с пустыми руками? А вы хотите посмотреть, что там?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте заглянем в Машин короб. Рассматривают вещи из короба, комментируют, называя предметы костюма.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый головной убор - он называется кокошник. Чем он украшен? Дети: Бусинками, разноцветными лентами.
Воспитатель: Посмотрите, что ещё здесь есть: это лоскуточки ткани, она бывает разная, вот эта называется лён - он плотный и жесткий (дети трогают ткань, вот это шёлк - он мягкий и прочный, это шерсть, такая ткань тоже плотная, мягкая и очень теплая. Давайте теперь все аккуратно сложим (складывают предметы в короб).
Воспитатель: Правильно, молодцы! Посмотрите, какая ленточка у Маши в волосах, какого она цвета? Потрогайте, какая она?
Дети: Гладкая.
Воспитатель: Ребята, а ведь с ленточками можно танцевать. Возьмите ленточки и встанем на танец.
«Танец с ленточками»
Воспитатель: Молодцы. Красиво танцевали, настоящие артисты, что у вас в руках?
- Скажи, Варя какого цвета у тебя ленточка? (Синего цвета)
- Богдан, у тебя какого цвета ленточка? (Зеленого цвета)
- Алиса, у тебя какого цвета ленточка? (Красного цвета)
Воспитатель: Давайте положим наши ленточки в короб. Молодцы! Ребята, вам понравилась наша гостья? А как её зовут?
Дети: Да! Машенька.
Воспитатель: А что вам понравилось в костюме Машеньки?
Дети: Сарафан, кокошник, ленточки.
Воспитатель: Ну что ж, пришла пора прощаться. Давайте скажем Машеньке спасибо и до свиданья. Будем Машеньку ждать еще в гости?
Среда
«Что за чудо эта глина»
Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с глиной.
Задачи:
1. Расширять представления детей о свойствах глины (мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться).
2. Стимулировать использование исследовательских действий, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются свойства материала – глина.
3. Способствовать овладению способами обследования глины и пластилина, включая простейшие опыты.
4. Развивать умение аккуратно пользоваться глиной.
Оборудование:
1. Глина, пластилин, салфетки, дощечки для лепки по количеству детей.
2. Баночки прозрачного цвета с водой (по две на каждого ребёнка, деревянные палочки для размешивания воды.
3. Посуда, игрушки, музыкальные свистульки сделанные из глины.
4. Кукла Машенька.
Ожидаемые результаты:
1. Обогатить представление детей о свойствах объектов экспериментирования (глина, пластилин);
2. Приобретение детьми навыков и умений лепить из глины;
3. Развитие у детей творческих способностей, любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Ход занятия:
(Слышится плач)
Воспитатель: Ребята, кто-то плачет, слышите? Пойду, посмтрю.
(Воспитатель вносит куклу Машеньку)
Воспитатель: Здравствуй, Машенька, что случилось?
Мишутка: Я разбила любимую мишину тарелку.
(Воспитатель показывает разбитую глиняную тарелку)
Машенька: Что мне делать, мишка будет ругать меня, рассердится. (Плачет)
Воспитатель: Машенька, давай мы с ребятами посмотрим можно ли ее починить.
(Воспитатель показывает детям разбитую тарелку)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно тарелку починить?
Дети: Нет.
Воспитатель: А из чего она сделана?
(Воспитатель дает детям потрогать тарелочку)
Дети: Из глины.
Воспитатель: Материал, из которого была сделана тарелка, называется – глина.
На столах приготовлены кусочки глины, пластилина, баночки с водой, деревянные палочки, салфетки на каждого ребенка.
Воспитатель: А сейчас давайте мы подойдем к нашим столам и посмотрим, что на них лежит.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что лежит перед вами на тарелочке красного цвета?
Если дети затрудняются ответить, то педагог предлагает им произвести обследовательские действия.
Воспитатель: Возьмите в руки, помните, то, что взяли с тарелочки красного цвета. Что это?
Дети: Пластилин.
Воспитатель: Возьмите в руки и помните теперь то, что лежит на тарелочке синего цвета. Как вы думаете, что это?
Дети: Это глина.
Воспитатель: А похожи ли между собой глина и пластилин?
Дети: Да, похожи!
Воспитатель: А чем?
Дети: Из пластилина и глины можно лепить.
Воспитатель: А чем отличаются пластилин от глины? А вот об этом мы узнаем, когда проведем экспериментирование.
На столах у каждого ребенка находятся по два прозрачных стаканчика с теплой водой, по кусочку пластилина и глины (на тарелочках разного цвета, деревянные палочки для размешивания.
Воспитатель: Дети, берем один стаканчик и ставим поближе к себе, теперь возьмите кусочек пластилина и опустите его в стаканчик с водой, палочкой попробуйте размешать пластилин в воде.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Что мы видим? С пластилином произошли какие-нибудь изменения, когда мы его поместили в воду?
Дети: Нет!
Воспитатель: А вода изменила свой цвет?
Дети: Нет!
Воспитатель: А теперь берем другой стаканчик с водой и опускаем туда кусочек глины, размешиваем и наблюдаем, что происходит с глиной и водой.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Что мы увидели?
Дети: Вода стала грязная.
Воспитатель: Глина растворилась в воде и вода стала грязной, мутной. Что мы узнали о глине и пластилине?
Дети: Пластилин в воде не растворился, а глина – растворилась.
Воспитатель: Какая стала вода, где мы растворяли глину?
Дети: Вода в стаканчике, где была глина, стала грязной.
Воспитатель: А изменилась ли прозрачность воды в стаканчике, где был пластилин?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит, какой мы можем с вами сделать вывод?
1-й: Пластилин в воде не растворяется, и вода остаётся прозрачной.
2-й: А глина в воде растворяется, и вода становится мутной.
Воспитатель: А сейчас проведем небольшую физкультминутку.
Физминутка
Дети с педагогом выполняют движения согласно текста.
Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу)
Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).
Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками)
А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии)
Будем мы посуду печь (лепят ладошками)
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).
А в печи - не калачи (машут указательным пальцем)
А в печи - посуда! (вытягивают руки вперед).
Воспитатель: А сейчас, так как у нас есть глина, а у Машеньки была тарелочка, которую она разбила, из глины, то давайте для мишки слепим красивые и новые тарелочки.
Дети садятся за столы. Педагог детям объясняет, как нужно лепить тарелочку из глины.
Воспитатель: Дети, берем кусочек глины, скатываем его между ладошками в шар, затем сплющиваем. Вот у нас и получилась тарелочка. Теперь поставим тарелочки сушиться.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все постарались порадовать мишку, и сделали очень красивые тарелочки. Машенька, а тебе понравились тарелочки, которые сделали наши дети для мишки?
Машенька: Да! Спасибо, дети, мне очень понравились ваши тарелочки. И думаю, что мишка будет очень рад, если я передам ему ваши замечательные тарелочки. А вы мне их отдадите?
Дети: Да! Да! Да!
Дети отдают Маше свои поделки для мишки. Машенька прощается с детьми и уходит.
Четверг
«Золотые руки мастеров»
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
1. Познакомить детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, показать, как разнообразны материалы для изделий народного творчества.
2. Закрепить названия качеств предметов (твердый, тяжелый, легкий, форм и основных цветов спектра.
3. Эмоциональная отзывчивость детей к красоте изделий народного искусства.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятиях я принесла красивый сундучок. А в нем что-то есть. Давайте заглянем в него и посмотрим, что там.
Дети: Это игрушки.
Воспитатель: Правильно, но игрушки эти необычные, (достает дымковскую игрушку-птичку). Кто это?
Дети: Птичка.
Машенька: Да, это глиняная игрушка-птичка. А называется она так потому, что такие игрушки лепили их из глины, сушили в печках, а затем расписывали яркими красками. (дети повторяют. Затем они рассматривают игрушку и определяют основные цвета.)
Воспитатель: Теперь потрогайте ее руками и скажите, она твердая или мягкая?
Дети: Твердая.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, эта игрушка тяжелая или легкая?
Дети: Тяжелая.
Воспитатель: Да, ребята, такие игрушки, вылепленные из глины - тяжелые. А еще эта игрушка свистит. Подуешь в нее и сразу хочется играть на музыкальных инструментах (воспитатель достает следующую игрушку- матрешку)
Воспитатель: Ну а эту игрушку вы наверное все знаете. Как она называется?
Дети: Матрешка.
Машенька: Правильно матрешка. Это тоже народная игрушка. Посмотрите, на ней яркий сарафан и красивый русский платок, (дети рассматривают матрешку и называют ее цвета.). Ребята, а матрешку изготовили не из глины, а из дерева, поэтому она деревянная. (дети повторяют)
Воспитатель: Как вы думаете, она тяжелая или легкая?
Дети: Легкая. (затем дети сравнивают птичку и матрешку по виду)
Воспитатель. Давайте откроем матрешку, посмотрим что у неё внутри (достает матрешки, давайте посчитаем сколько здесь матрешек (дети считают, это какая матрешка?
Дети: Большая.
Воспитатель. А эта?
Дети: Маленькая.
Воспитатель. Молодцы! Ребята, посмотрите что ёще у меня есть в сундучке.
Дети: Тарелка.
Машенька: Да, это тарелка. Она расписана росписью Гжель. Сначала её красили белой краской, а затем наносили узоры. Какими цветами украшена посуда? (ответы детей) Синий, белый, голубой. Полюбуйтесь, какой узор при этом получается. Узор на гжельской посуде состоит из цветов, полосок, точек. Покажите их на тарелке. (Дети выполняют задание.)
Физкультминутка.
По солнышку, по солнышку.
Дорожкой голубой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой (ходьба на месте, взмахи руками)
И любо мне, и весело.
Смотрю по сторонам
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам (повороты на право, на лево).
(роспись тарелочки)
Воспитатель предлагает украсить фигурку тарелки, приготовленную заранее, сине-голубым узором точками, полосками, линиями, обращая внимание на то, что узор должен располагаться равномерно.
Воспитатель. Давайте научимся рисовать такие яркие узоры (рисует кистью линии и точки синего цвета). Кружочки и точки можно рисовать не только кистью, но и специальным инструментом. (Показывает тычек-палочку) С этой палочкой рисовать точки кружочки гораздо быстрее. (Показывает приемы работы тычком) Вот так мастера расписывают свои изделия.
Воспитатель приглашает детей к столу. Дети подходят к столу, где стоят их поделки.
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые тарелочки у вас получились. Мы сегодня хорошо потрудились, молодцы!