Ольга Дежина
Конспект занятия «Жизнь животных в условиях Крайнего Севера»
Цель: расширение представления детей об образе жизни животных в условиях севера.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с животными Севера;
Развивать познавательную активность, способность анализировать и делать выводы;
Продолжать формировать слухо-моторную координацию, слуховое внимание.
Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать.
Публикация «Конспект занятия „Жизнь животных в условиях Крайнего Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: карта, письмо, картинки животных; разрезные картинки животных, шапочки белого и бурого медведя, магнитофон, ноутбук, картинки с изображением солнышка и снежинки.
Предварительная работа: просмотр презентации «Животные Севера».
Чтение сказки В. С. Калинина «Почему заяц зимой белый, «Почему на Севере живут белые медведи», «Песец и сова», «Куропатка и олень», «Как в тундре появилась ягода.
Беседы, рисование и лепка животных тундры.
Д/и «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».
Рассматривание серии картин «Животные Севера».
Предполагаемый результат: дети имеют представление о животных Севера, активны, умеют анализировать и делать выводы, проявляют любовь к животным, умеют сопереживать.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Педагог вносит письмо и объясняет, что обнаружила его утром у дверей группы. Письмо пришло от бурого медведя и карта тундры с исчезнувшими с неё всеми животными. Педагог читает письмо от медведя и демонстрирует карту.
«Дорогие ребята, прошу у вас помощи. Произошла у нас в тундре беда, налетела злая пурга и унесла с собой всех жителей нашей любимой тундры. А мне сказала, что если я выполню все ее задания, то она отпустит всех моих друзей. А я в садик не ходил, в школе не учился и не умею выполнять правильно задания. Нашептала на ухо мне мудрая сова, что вы очень умные, ведь вы скоро пойдете в школу. Помогите мне, пожалуйста».
- Ребята, поможем медведю вернуть друзей?
II. Основная часть.
-Где находится тундра?
-Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом.
Суровость и сложные климатические условия тундры требуют небывалой выносливости и способности переносить все тяжбы не только у людей, но и у животных тундры. Ежедневно там идет настоящая борьба за жизнь, которая требует от всех обитателей тундры быть сильными и волевыми.
-Давайте с вами ребята вспомним животных Севера и нашей любимой тундры.
-Там живут: белые медведи, северные олени, песцы, белые волки и т. д.
-Ну, что же, мы с вами вспомнили животных Севера и теперь мы будем точно знать, кто пропал с нашей карты.
-А теперь наступила пора помочь медведю. Мы с вами должны помочь вернуть животных. Вы согласны?
Загадываю загадку:
В океане темно – синем,
Лапой, выудив моржа,
На полярной скользкой
льдине
Я дрейфую не дрожа.
Белый медведь – это самый крупный хищный зверь, питается он рыбой, тюленями моржами и растительной пищей. Он отличный пловец, и очень любит плавать. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают от холода, и позволяют медведю долго находиться в воде.
Медведь – белый. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, это облегчает ему охоту за тюленями.
Дидактическая игра: «Медведи» (по ролям).
Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:
Где ты живешь? — В лесу.
А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? — Коричневого.
А у меня шерсть белая. Что ты ешь? — Листья, ягоды, рыбу.
Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? — Сплю в берлоге.
А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
Игра с мячом (воспитатель бросает мяч и говорит первую фразу, а ребенок продолжает):
У медведя не ноги, а…лапы.
У медведя не лицо, а…морда.
У медведя не волосы, а … мех.
Гимнастика «Белые медведи»
Белые медведи мороза не боятся,
Нравится им в море ледяном купаться.
Не страшны им в Арктике клыкастые моржи,
На рыбу и тюленей охотятся они.
Слушаем звуки белого медведя.
Загадываю загадку:
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга.
Северный олень.
Хорошо приспособлены к суровым условиям жизни в тундре. Передние ноги северного оленя имеют широкие копыта, удобные для разгребания снега и откапывания из-под него ягеля. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи. На зиму волосы на теле северного оленя к концам утолщаются. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос (с воздухом в середине, отчего олень как бы седеет. Олень самое главное животное для коренных народов, так как он служит им и пищей, и одеждой, и средством передвижения. У него очень широкие копыта, как вы думаете, для чего?
Игра: «Назовите членов оленьей семьи».
Папа – олень, мама – олениха, детеныш – олененок (повтор. 2-3р).
Физкультминутка.
Как олени резво скачем
(Бег с высоким подниманием колен.)
И попрыгаем, как мячик.
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Как метель мы покружились,
(Повернуться вокруг себя один раз.)
А теперь – остановились.
(Остановиться.)
Мы немного отдохнём
(Вдох – выдох 3 раза.)
И затем пешком пойдём.
(Ходьба на месте.)
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись.
Слушаем звуки северного оленя.
Загадываю загадку:
Это птица, тоже хищник,
В тундре северной живёт.
Любит зайцем подкрепиться,
Не шумлив её полёт
Чисто белым опереньем
Сплошь покрыта с головой.
А в учебниках зовётся она
(полярную совой)
Белые совы охотятся на леммингов и разную птицу (куропатки, утки и др., их птенцы и яйца. В отличие от сов других видов белые совы вынуждены охотиться в условиях круглосуточного полярного дня. На зиму совы либо остаются в тундре, либо улетают (обычно в октябре) на юг.
Слушаем крик совы.
Загадываю загадку.
Что, за дикий, страшный зверь,
Никогда ему не верь.
Быстро прыгает, кусает,
Каждый точно его знает.
За добычей поспешит.
Знает он в охоте толк,
Отвечаем, это.
(Волк)
Игра: Назовите членов волчьей семьи.
Папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок. (повтор. 2-3р).
-А сейчас еще поиграем в одну игру, которая называется
«Повтори за мной правильно четко и быстро»
Ва-ва-ва, на суку сидит сова
Са-са-са, в тундре бегает лиса
Ца-ца-ца хвост пушистый у песца
Оч-оч оч, наступила полярная ночь.
Игра «Посели животное в свой домик» (поделить слово на слоги).
Возьмите картинку, произнесите название животного, разделите слово на слоги и поместите: в дом с одним окном – если в названии слышится один слог, в дом с двумя окнами – если в названии слышится 2 слога, в дом с тремя окнами – если слышится три слога.
(Сова, волк, песец).
- А теперь садитесь за столы, мы с вами должны выполнить еще одно последнее задание. На каждом столе лежат разрезные картинки с изображением разных животных (работа в подгруппах). Дети по команде под фонограмму ритмичной музыки собирают животное. По мере окончания задания, дети достают из конверта каждый по животному и идут наклеивать на карту.
Все эти животные занесены в Красную книгу, они охраняются законом и на них запрещено охотиться.
III. Подведение итогов.
- Ну, что ребята, вернули мы друзей медведю?
С какими животными вы сегодня встречались? Что нового узнали о жизни животных? Что вам понравилось больше всего?
Рефлексия. Кто из детей быстро и правильно справился со всеми заданиями подходят к картинке с солнышком, а кто затруднялся к снежинке.