Ольга Родичкина
Конспект занятия «Украшение национального мордовского платья (панар)» (региональный компонент)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Труд».
Программное содержание:
- формировать у детей устойчивый интерес к художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное эстетическое восприятие, формировать эстетические суждения;
- закреплять умение украшать силуэт с помощью орнамента и узора;
- совершенствовать творческий интерес к различным техникам в рисовании;
- развивать у детей эстетическое восприятие;
- обогащать словарный запас;
Публикация «Конспект занятия „Украшение национального мордовского платья (панар)“ (региональный компонент)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Одежда, обувь, головные уборы
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
- развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства;
- воспитывать чувство патриотизма.
Словарная работа: «шумбратадо» (здравствуйте, «панар» (платье).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-продуктивная, продуктивная, двигательная, трудовая.
Методические приемы:
показ; практические действия; вопросы к детям; игровой сюрпризный момент; нетрадиционная техника рисования – печать по трафарету, тычок, ниткография.
Предварительная работа: беседа
Оборудование:
куклы в национальных костюмах;
гуашь: красная, желтая, черная;
салфетка;
шерстяные нитки;
ватные палочки;
трафарет из картофеля;
силуэт платья;
петушок для игры;
сундучок;
бусинки;
палитра для красок;
бусы, пояс, кокошник для куклы
Образовательная деятельность
Воспитатель. Дети, сегодня в нашей группе тепло, светло, радостно, потому что на улице солнышко. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, поздороваемся с ними.
Воспитатель. Дети у нас сегодня в гостях кукла Алдунья со своими подружками.
Алдунья. Я к вам долго собиралась и наконец-то пришла. А вы знаете, я со своей мамой разговариваю на мордовском языке. Каждое утро я говорю маме «шумбратадо» (здравствуйте).
Воспитатель. Дети давайте и мы повторим все вместе «Шумбратадо».
-«Шумбратадо» Рома.
-«Шумбратадо» - Катя и т. д.
Воспитатель. Молодцы!
Алдунья. Посмотрите, какое у меня красивое платье. Платье мое называется панар. Дети давайте хором произнесем панар. Алдунья очень хочет быть красивой и мы ей все поможем.
Воспитатель. Дети поможем нарядить Алдунью. У нас здесь рассыпаны бусинки. Давайте посмотрим, куда они нас приведут.
(идем по дорожке и собираем бусинки)
Воспитатель. Посмотрите на нашем пути сундучок. Давайте заглянем в него, что в нем?
(открываем и смотрим). Да здесь наряд для нашей Алдуньи. (достаем по очереди и наряжаем Алдунью. Бусы, пояс, кокошник.)
Алдунья. Спасибо! Какая я красивая.
Воспитатель. Дети, а вы слышите, у нас в сундучке кто-то шумит?
Посмотрите у нас здесь «Петушок золотой гребешок». (Подношу к уху)
Воспитатель. Дети он мне говорит, он хочет с вами поиграть в мордовскую народную игру «Петушок»
Игра «Петушок»
Действующие лица: петушок, клуша, цыплята
(петушок и клуша выбираются их детей)
Содержание и условия игры:
На игровой площадке отгораживается цыплятник для плененных цыплят. Клуша выводит своих цыплят на лужок. Цыплята держат друг друга за талию. Так Клуша доходит до Петушка, который, присев на корточки, роет ямку.
КЛУШКА. Петушок, что ты роешь?
ПЕТУШОК. Ямку.
КЛУШКА. Что ты в ней ищешь?
ПЕТУШОК. Камешек.
КЛУШКА. На что тебе камешек?
ПЕТУШОК. Чтоб носик точить.
КЛУШКА. Зачем тебе носик точить?
ПЕТУШОК. Чтоб цыплят твоих бить!
С последними словами Петушок бросается на цыплят и старается поймать более крепкого цыпленка, так как, по условиям игры, пойманный цыпленок должен помогать, Петушку ловить своих собратьев. Клуша защищает своих цыплят, широко расставив крылья. Пойманные цыплята запираются в цыплятнике. Игра идет до тех пор, пока все цыплята не будут переловлены.
Воспитатель. Дети вам понравилось играть.
Воспитатель. А теперь дети мы пройдем в нашу волшебную мастерскую. Для Алдуньи и ее подружек украсим платье мордовским национальным узором.
Воспитатель. Украшать платье мы будем не кисточками, а нашими волшебными палочками. (Волшебные палочки из картофеля.) Печатаем низ платья и рукава.
(Ходить с Алдуньей и смотреть помогать.)
Воспитатель. Посмотрите на мою работу. Что не хватает на платьях у вас?
Дети. Бус, пояса.
Воспитатель. Чтобы нарисовать много мелких бусинок одинаковых, мы воспользуемся другой волшебной палочкой (ватная палочка). Если ее кончик окунуть в краску, а потом сделать тычок о бумагу, то на листе останется отпечаток величиной с маленькую круглую горошину, и все отпечатки будут ровными и одинаковыми по размеру. В воду палочку опускать не нужно, только в краску, но не глубоко, а лишь слегка касаясь поверхности гуаши. Приступаем к работе.
(Ходить с Алдуньей и смотреть помогать и напомнить что это подарок.)
Воспитатель. Что нам осталось сделать?
Дети. Пояс.
Воспитатель. Эта техника - «волшебная нить». Опустите в краску нитку, чтобы она пропиталась. Держать нитку следует за кончики. Уложите нитку на лист бумаги. А теперь посмотрите, что у вас получилось?
(Ходить с Алдуньей и смотреть помогать)
(Конец занятия)
Воспитатель. Дети, а кому мы подарим платье (панар).
Дети. Мы их подарим Алдуньи и ее подругам.
Воспитатель. Кукла Алдунья и ее подруги благодарит. Они говорят спасибо.
Алдунья благодарит детей за подарок.
- А вам понравилось занятие?
- Чем занятие вам понравилось?
Дети. (Что делали, перечисляют)
Воспитатель. Да дети мне заниматься с вами тоже понравилось. Вы были активные, много умеете, вы сделали доброе дело. Вы подарили подарок (панар) нашим гостям Алдунье и ее подружкам. Спасибо за занятие, а гостей мы благодарим, что они присутствовали на нашем занятии.