валентина кочетова
Экспериментальная деятельность как средство формирования профессиональной компетенции педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Экспериментальная деятельность как средство формирования профессиональной компетенции педагога».
Что же вообще такое компетентность? Это слово последнее время мы очень часто слышим и употребляем.
Профессиональная компетентность педагога -это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Особенно свое творчество педагог может развить, включаясь и занимаясь познавательно — исследовательской деятельностью сам и с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Экспериментальная деятельность как средство формирования профессиональной компетенции педагога» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Все мы знаем, что ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.
Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Развитие дошкольников во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы.
Но немаловажную роль в детском саду играет познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир, практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.
В нашей группе в соответствии с возрастом оформлена предметно – развивающая среда для экспериментирования, которая наполнена различным оборудованием. Имеется лаборатория Наураша, которая используется в работе по программе дополнительного образования «Детская лаборатория «Эврика» и для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром. Много книг и дидактических игр, собранных по интересам детей.
Итак, эксперимент - это всегда опыт. Экспериментируя и проводя опыты, мы вместе с детьми учимся сами.
Тему для экспериментирования мы выбираем с учетом интересов детей и их возраста, также тема может быть озвучена в соответствии с темой реализуемого проекта.
Темами экспериментирования могут стать :
– интересные события;
– тематические недели;
– решение проблемных ситуаций;
– литературные произведения;
– проектная деятельность.
2. Далее важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю?».
Наличие проблемы, создание интереса также будет способствовать созданию положительной мотивации у детей к деятельности. Также стоит учесть, что для проведения успешной опытно-экспериментальной деятельности важно ведение диалога с детьми и поощрение выдвижения детьми гипотез.
-Важно в рамках партнерских отношений осуществлять по мере возможности проверку всех предположений и стремиться подводить детей к формулированию выводов.
3. И наконец, чтобы организовать детское экспериментирование, необходимо
тщательно продумать его проведение (начиная от выбранного места в вашей группе, до атрибутов использования, экспериментальных материалов и конечно же безопасности).
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом зависит от методов, с помощью которых педагог организовывает процесс познания воспитанников:
-метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);
-метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
-метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
-метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Разнообразные формы и методы работы с детьми обеспечивают индивидуально-дифференцированный подход к каждому, помогают найти себя в самостоятельном проведении какого-либо действия, творчески проявить себя в деле.
Работа по познавательно – исследовательской деятельности ведется не только в группе, но и на прогулке. Вместе с воспитанниками ведем наблюдения за элементами живой и не живой природы. Также работа по экспериментированию продолжается дома. Для родителей проведены консультации на тему «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» и «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Разработана картотека опытов, которые можно провести с детьми в домашних условиях.
Вывод:
Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников познавательную активность. Можно сделать вывод, что экспериментальная деятельность обогащает педагогическую, делает ее многогранной, интересной.