Приложение МААМ

Экспериментальная деятельность как средство формирования профессиональной компетенции педагога

валентина кочетова
Экспериментальная деятельность как средство формирования профессиональной компетенции педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Экспериментальная деятельность как средство формирования профессиональной компетенции педагога».

Что же вообще такое компетентность? Это слово последнее время мы очень часто слышим и употребляем.

Профессиональная компетентность педагога -это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Особенно свое творчество педагог может развить, включаясь и занимаясь познавательно — исследовательской деятельностью сам и с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Экспериментальная деятельность как средство формирования профессиональной компетенции педагога» размещена в разделах

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Все мы знаем, что ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.

Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Развитие дошкольников во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы.

Но немаловажную роль в детском саду играет познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир, практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:

- способствовать формированию коммуникативных навыков;

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.

В нашей группе в соответствии с возрастом оформлена предметно – развивающая среда для экспериментирования, которая наполнена различным оборудованием. Имеется лаборатория Наураша, которая используется в работе по программе дополнительного образования «Детская лаборатория «Эврика» и для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром. Много книг и дидактических игр, собранных по интересам детей.

Итак, эксперимент - это всегда опыт. Экспериментируя и проводя опыты, мы вместе с детьми учимся сами.

Тему для экспериментирования мы выбираем с учетом интересов детей и их возраста, также тема может быть озвучена в соответствии с темой реализуемого проекта.

Темами экспериментирования могут стать :

– интересные события;

– тематические недели;

– решение проблемных ситуаций;

– литературные произведения;

– проектная деятельность.

2. Далее важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю?».

Наличие проблемы, создание интереса также будет способствовать созданию положительной мотивации у детей к деятельности. Также стоит учесть, что для проведения успешной опытно-экспериментальной деятельности важно ведение диалога с детьми и поощрение выдвижения детьми гипотез.

-Важно в рамках партнерских отношений осуществлять по мере возможности проверку всех предположений и стремиться подводить детей к формулированию выводов.

3. И наконец, чтобы организовать детское экспериментирование, необходимо

тщательно продумать его проведение (начиная от выбранного места в вашей группе, до атрибутов использования, экспериментальных материалов и конечно же безопасности).

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом зависит от методов, с помощью которых педагог организовывает процесс познания воспитанников:

-метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);

-метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

-метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

-метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Разнообразные формы и методы работы с детьми обеспечивают индивидуально-дифференцированный подход к каждому, помогают найти себя в самостоятельном проведении какого-либо действия, творчески проявить себя в деле.

Работа по познавательно – исследовательской деятельности ведется не только в группе, но и на прогулке. Вместе с воспитанниками ведем наблюдения за элементами живой и не живой природы. Также работа по экспериментированию продолжается дома. Для родителей проведены консультации на тему «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» и «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Разработана картотека опытов, которые можно провести с детьми в домашних условиях.

Вывод:

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников познавательную активность. Можно сделать вывод, что экспериментальная деятельность обогащает педагогическую, делает ее многогранной, интересной.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность как средство формирования профессиональной компетенции педагога
Опубликовано: 14 мая 2021 в 16:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальная деятельность как средство формирования профессиональной компетенции педагога» (включая файлы) размещена пользователем валентина кочетова (УИ 75817) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД