Елена Берсенева
Экскурсия по экологической тропе как средство формирования у старших дошкольников знаний
▼ Скачать + Заказать документы
Вторая половина двадцатого столетия стала временем развития двух параллельных процессов – усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. Стратегией экологического образования стал поиск путей общечеловеческого выживания и дальнейшего прогресса человечества на пути становления ноосферы как среды своего обитания. Учение о ноосфере оказалось тем завершающим звеном, которое, объединив эволюцию живого вещества с миром неживой материи и перекинув мост к современным проблемам развития общества, подвело нас к пониманию необходимости создания непрерывной системы экологического образования. Начальным звеном этой системы по общему признанию специалистов стало дошкольное образование.
Публикация «Экскурсия по экологической тропе как средство формирования у старших дошкольников знаний» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Именно на этапе дошкольного детства, по утверждениям Н. Н. Вересова, Н. Ф. Виноградовой, Н. Н. Кондратьевой, Л. М. Маневцовой, Н. А. Рыжовой, П. Г. Саморуковой, А. М. Федотовой и других, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни и взаимосвязях в природе (11,20,21, 22,44,51). Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологической культуры.
Большое многообразие живых объектов, их тесная взаимосвязь со средой обитания, особенности онтогенетического развития растений и животных – три важных закономерности экологии стали исходными положениями для построения дидактической системы знаний о живой природе для детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших понятий экологии является понятие о многообразии растительного и животного мира. Представление о многообразии природных объектов может быть сформировано у ребенка дошкольного возраста, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают.
Проблема формирования представлений о многообразии живых организмов раскрыта в исследованиях С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, С. А. Веретенниковой, Л. И. Пономаревой и другими. И. А. Хайдуровой проведено исследование о систематизации у дошкольников представлений о растениях, Е. Ф. Терентьевой – о животных, Н. Н. Кондратьевой – о животных и растениях как живых организмах (21,52).
Многообразие растений и животных, выступая важной стороной окружающей ребенка природной действительности, с помощью экскурсий может естественно войти в сферу его познавательной деятельности. Развитие и распространение этой формы было обусловлено стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения. Роль экскурсий и методика их проведения с целью ознакомления дошкольников с природой раскрыты в работах А. С. Васильевой, Н. Е. Веретенниковой, А. Ф. Мазуриной, Т. А. Куликовой, С. Н Николаевой, П. Г. Саморуковой и других (4,9,20,33). В последнее время в практике дошкольных учреждений широкое распространение получила такая разновидность экскурсионной работы как "экскурсия по экологической тропе", прообразом которой были познавательные маршруты на заповедных территориях национальных парков Северной Америки.
Преимущество экскурсий по сравнению с другими формам экологического образования состоит в том, что они позволяют формировать у дошкольников представления о многообразии растений и животных в естественной обстановке. Благодаря этому экскурсия является незаменимой формой в работе педагогов по воспитанию экологической культуры дошкольников. Поскольку данная форма организации обучения и воспитания дошкольников считается одной из самых сложных по организации и проведению, то на практике педагоги используют ее не систематически. С учетом этого противоречия была выбрана тема выпускной квалификационной работы.
Цель – изучить условия формирования у дошкольников знаний о многообразии растений и животных при проведении экскурсий по экологической тропе.
Объект исследования – экологическое образование старших дошкольников.
Предмет исследования – формирование у старших дошкольников знаний о многообразии растений и животных на экскурсиях по экологической тропе.
Гипотеза: работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о многообразии растений и животных на экскурсиях по экологической тропе будет эффективна, если: содержание экскурсий включает ознакомление детей с представителями различных групп растений и животных; сезонный принцип проведения наблюдений; выделяется сходство и различие в строении и образе жизни животных и растений различных групп.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме.
2. Выявить уровень сформированности знаний о растениях и животных у детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать систему работы по формированию у дошкольников знаний о многообразии растений и животных.
Методологическую основу исследования составили положения о сущности экологического образования (С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, В. А. Ясвин и др.); результаты научных исследований, показавших роль экскурсий в экологическом образовании личности и возможности ее использования (С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова).
Методы исследования: изучение психолого – педагогической литературы, наблюдение, беседа, изучение и обобщение опыта работы педагогов дошкольного учреждения, эксперимент.
Значимость заключается в подборе методик для выявления сформированности у дошкольников представлений о многообразии растений и животных, в разработке содержания экскурсий, которые могут быть использованы в практической работе с детьми.
Опытно – экспериментальной базой исследования стал детский сад. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.