Елена Мордвинова
Эффективные практики применения комплекса восстановительных и общеукрепляющих упражнений при снижении подвижности детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с имеющих статус ОВЗ. Применение одинакового комплекса упражнений в рамках урочной и внеурочной деятельности в начальной школе и на уроке физической культуры позволяет получать положительные результаты как для обучающихся основной группы, так и для обучающихся ОВЗ: основной группы – это профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, упражнение на расслабление глаз; обучающихся ОВЗ – это координации движений, устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения во время урока и занятий физической культурой, обучение способам самоконтроля. В процессе обучения у детей основной группы здоровья и для детей с ОВЗ можно предупредить утомления с помощью динамических упражнений. Большинство учебных занятий построено на ограничении двигательной активности, что противоречит физиологии детского организма. Не имея возможности компенсировать двигательные потребности, ребенок попадает в состояние физиологического и психологического стресса. Дети часто сбрасывают нервное напряжение непроизвольными движениями: барабанят пальцами, крутятся, раскачиваются, качают ногой, отвлекают других. Для предотвращения возникновения напряжения в процессе занятий необходимо включать в интеллектуальную работу двигательную активность в форме динамической релаксации (монотонные, но не утомляющие движения) в виде «маятниковых» движений. Данное упражнение способствует освобождению от перенапряжения в процессе обучения. При выполнении упражнения на потягивание и растягивание позвоночника, акцент делается на выполнение с удовольствием, т. к. так как происходит процесс выработки эндорфинов. Режим учебных занятий и степень учебной нагрузки в первую очередь сказывается на состоянии нервной системы детей. Учителя и родители отмечают изменения в поведении и самочувствии детей : вялость, плаксивость, раздражительность, нежелание идти в школу. Именно эти изменения свидетельствуют о неуклонно нарастающем утомлении, что особо выражено у детей с ОВЗ. Периоды работоспособности на учебных занятиях можно регулировать, используя упражнение "Шутки-минутки" упражнение «Цветок», «Облака». Данные способы нечто иное как психологические приёмы когнитивной и моторной регуляции. Задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. А важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в детском коллективе, обязательно формирующую личность. Упражнения на релаксацию помогают освобождать от стресса, от перенапряжений, связанных с учебной и психологической нагрузкой в конце урока и в конце учебного дня, недели.