Лидия Шмырина (Вихарева)
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.
Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. Развитие мелкой моторики, и соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой зависимости от состояния развития его мышления.
Публикация «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, наблюдается недоразвитие и моторных функций, что отражается на качестве их общих и мелких движений. Если понаблюдать за таким ребёнком, то обнаружится, что движения малыша, а в особенности пальцев рук, скованные, не точные.
Учёные — физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребёнка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находится в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребёнка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н. э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека.
Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.
В Китае распрастраненны упражнения с шарами, зажатые в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно — сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используют упражнения ладоней и пальцев — с грецкими орехами.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры:
«Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая».
Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребёнка.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Следует помогать ребёнку координировано и ловко управлять пальцами. Обращать внимание на то, чтобы ребёнок овладел простыми, но жизненно важными умениями — правильно держать ложку, чашку, карандаш, умываться. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Упражнения пальчиковой гимнастики можно классифицировать так:
1. Работа мышц пальцев рук в различных направлениях:
-сгибание пальцев в кулак и разгибание («фонарики», «прятки»);
-пальцы врозь — вместе («заборчик»);
-вращательные движения кистью и каждым пальцем («оса», «моторчик»,развивают подвижность суставов);
-растягивание мышц пальцев с помощью другой руки (упражнения, развивающие гибкость);
-расслабление мышц пальцев пассивными активными (раскачивание рук, встряхивание кистями);
-упражнения на координацию движений пальцев рук : выставление одного, двух пальцев рук («коза», «жук», «зайка», соединение большого пальца с другими, сцепление пальцев («пальчики здороваются», «крючки», «цепочка», «хвостик рыбки», «птички», «лесенка».
Все упражнения этой группы можно выполнять двумя руками одновременно или правой и левой кистью поочерёдно.
2. Движение пальцев по различным частям тела и поверхности стола («человечки», «играю на рояле», «встречи», «солдатики».)
3. Построение фигурок из пальцев («домик», «очки», «лодочка», «стул», «шар»).
4. Построение фигурок из палочек («квадрат», «треугольник», «мельница», «звезда», «рыбка», «флажок», «колодец».
5. Речитативы при работе пальчиками, при выполнении самомассажа.
6. Народные игры — забавы, потешки при работе пальчиками(«Сорока — белобока», «Чет — нечет»).
7. Чтение стихов с манипуляциями пальчиками.
8. Рассказы, сказки, игры — соревнования, сопровождающиеся жестикуляцией пальчиками («Моталочки»)
9. Специальные комплексы упражнений для пальчиков под музыку.