Приложение МААМ

Интегрированный урок в 3 классе «Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка»

Емельяненко
Интегрированный урок в 3 классе «Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка»
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированный урок по русскому языку, окружающему миру и изобразительному искусству в 3 классе.

Тема урока : Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка.

Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного подхода и обладает высоким воспитательным потенциалом.

Темочки:

Цель урока : создание условий для исследовательской деятельности обучающихся при объяснении нового материала.

Задачи:

Образовательные:

1) актуализировать знания учащихся в области лексикологии, морфологии, словообразования;

2) учить находить и распознавать однокоренные (родственные) слова;

3) учить составлять словосочетания из слов, выделять словосочетания из группы слов, из предложения;

4) учить работать с деформированным текстом;

5) познакомить учащихся с нетрадиционной техникой изобразительного искусства – суми-э, а также приемами работы в данной технике.

Развивающие:

1) развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей;

2) развивать речь и долговременную память посредством ответов на вопросы,

3) развивать мелкую моторику кистей рук через письмо и рисование;

4) пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас;

5) стимулировать стремление своими руками создавать красоту;

6) развивать творческое воображение, навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.

Воспитательные:

1) прививать учащимся интерес к предмету;

2) воспитывать эстетическое отношение к миру, а также интерес к новому виду творчества;

3) воспитать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных:

положительное отношение к урокам русского языка;

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

понимание чувств одноклассников, учителей;

Регулятивных:

понимать смысл инструкций учителя и заданий, предложенных в учебнике;

принимать и сохранять учебную задачу;

выполнять действия с опорой на заданный учителем ориентир;

оценивать под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно

Познавательных:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативных:

активно участвовать в коллективной работе, используя при этом речевые и другие коммуникативные средства;

владеть диалогической формой коммуникации;

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, математика, литературное чтение.

Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.

Использование ЭОР:

На занятии используются интерактивная доска Smartbort, документ камера.

Раздаточный материал :

1) шаблоны для рисования, перья, кисти;

2) деформированный текст;

Оборудование:

1) карточки с названиями разделов науки о языке;

2) «Толковый словарь русского языка» (автор С. И. Ожегов)

Ход урока

Этапы Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Организационный момент. Мобилизация внимания учащихся, переключение на учебную деятельность, проверка готовности к уроку. I. Мотивация учебной деятельности (самоопределение)

Сегодня на уроке нас ждёт большая интересная работа. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Началом нашей работы станет девиз (слайд)

- Прочитайте.

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому» (Джордж Пойа).

- Как вы понимаете это высказывание?

- Почему я это высказывание сделала девизом нашего урока?

- В конце урока мы ещё вернёмся к нашему девизу. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

2. Определение темы и постановка цели урока. Мотивация к учебной деятельности.

Формулировка темы и цели занятия. -Для начала, я хочу пригласить вас в одно замечательное место. Прислушайтесь! С каким местом ассоциируются эти звуки?

Подберите слова, близкие по значению к слову лес. В чем разница?

-Я расскажу вам одну легенду, и вы сразу поймете, что это за место и какие деревья здесь растут.

Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса русая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его …. (березка)

Мы с вами в березовой роще.

Что записано на доске? Ответьте, что является основой нашего языка?

Вы догадались, что мы будем исследовать?

Сформулируйте тему нашего занятия.

Тогда какая цель нашего занятия?

В лес.

Дубрава, роща, бор.

Дубрава (лесной массив, где растут дубы)

Роща (небольшой лиственный лес, обособленный от основного лесного массива)

Бор (сосновый лес)

Слово.

Слово береза.

Мы рассмотрим слово берёза с точки зрения разных разделов русского языка.

Расширим свои знания об этом удивительном дереве.

Узнать как можно больше о слове берёза, научиться работать с этим словом.

3. Объяснение нового материала

3.1. Лексика.

3.2. Этимология.

Работа с толковым словарём. Лексика.

– Что такое берёза?

– Если мы не знаем значение слова, где можно найти?

В словаре С. И. Ожегова: «Береза - лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями».

Мы привыкли видеть дерево таким, не удивляемся. Но вот интересный факт : оказывается, что береза, единственное дерево с белой корой. Кора молодой березы темная, но проживет дерево несколько лет и она побелеет. Белый цвет получается за счет красящего вещества бетулина.

-В каком словаре можно узнать о происхождении слова?

Этимология.

Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

С помощью Q – кода, вы сможете узнать о происхождении данного слова. (Это дерево мы считаем своим, исконно русским, хотя название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно уходит в глубокую древность и означает «блеск», «белизна». Ведь и кора берёзы – береста носит название, связанное с тем же корнем).

Берёза – лиственное дерево.

В толковом словаре

Работа со словарём.

Этимологическом

3.3.

Орфография

3.4.

Фонетика

Упражняться в умении делать фонетический разбор слова.

Учиться составлять ассоциативный ряд. Орфография – наука о правильном письме.

- Какая орфограмма в слове берёза?

Фонетика – раздел русского языка, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.

Сделайте транскрипцию слова, выделите слабую позицию.

– Сколько слогов?

– На какой слог падает ударение?

– Сколько букв, звуков?

– Сколько гласных звуков; согласных звуков?

– Как можно перенести слово?

- Как проверить написание словарного слова?

- А если нет словаря?

-Что поможет лучше и быстрее запомнить словарное слово?

- Какое слово поможет запомнить слово берёза?

- Во многих олимпиадах по русскому языку встречается такое задание: можно ли проверить слово берёза, словом белая.

А как вы считаете?

Ответить на этот вопрос поможет следующий раздел языкознания : словообразование. Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением

Произношу слово «берёза», как говорю, послушаю себя и определю в слове орфограмму – [б’и р’ о з а]

Ударный второй слог. Звук – [и] стоит в слабой позиции.

Проверяю написание этого слова по орфографическому словарю.

Написание слова надо запомнить.

Слова - товарищи

Белая

4. Актуализация имеющихся знаний

4.1. Словообразова-ние

Учить разбирать слова по составу; образовывать новые слова.

Словообразование – раздел науки о языке, изучает строение слов и способы их образования.

Выделите корень в этих двух словах, что для этого нужно сделать?

берёза белая

- Разберите по составу и укажите способ образования слов

берёзка беленькая

берёзонька побелела

подберёзовик

Подобрать однокоренные слова.

Разбирают слова по составу

5. Физминутка

для глаз Снятие усталости, физического напряжения Выполняют гимнастику по образцу.

6. Морфология Учить определять род, число слова определенной части речи

Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

БЕРЁЗА - н. ф. берёза, сущ., обозначает предмет и отвечает на вопрос – что?

Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж. р.,

1 склонения.

Непостоянные признаки: ед. ч., И. п.

Чтобы определить каким членом предложения является слово берёза, надо смотреть предложение. Слова разных частей речи имеют свои грамматические категории, такие как: род, число, падеж и т. д.

7. Синтаксис

7.1. Предложение.

Работа в группах Выявить умение учащихся разграничивать предложения.

Закрепить и обобщить изученный материал.

Итак, мы приступаем к нашему завершающему исследованию. Синтаксис - это раздел науки о языке, который включает в себя учение о словосочетаниях и предложениях.

- Что такое предложение?

- В чем отличие предложения от словосочетания?

Правильно, ребята, если слова связаны по смыслу, но не выражают законченной мысли, то это не предложение.

Задания по группам «Реставрация текста».

1 группа

У группы карточки со словами : берестой, белоствольной, чечевички, березовый сок.

Найдите место в тексте каждому слову.

Текст.

Берёзу за её кору называют (белоствольной). Белую кору называют (берестой). Это защитный слой дерева. В белой коре есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются (чечевички, через них берёза дышит. Весной у березы выделяется вкусный (берёзовый сок, его пьют для укрепления здоровья.

2 группа

Расставьте предложения, чтобы получился связный текст.

1. Красавицей русских лесов называли люди березу.

2. Стройная, с длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.

3. О березе создано много песен, былин, преданий, создано много живописных картин.

4. Ее все знают, это самое распространенное дерево, символ и гордость русского народа.

Проверка.

- Чем отличаются эти тексты?

Группа слов, которые выражают. законченную мысль.

Научный и художественный стиль.

8. Кроссенс Обобщение знаний по окружающему миру. С помощью кроссенса обобщим и расширим наши знания об этом удивительном дереве.

Березка не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы:

1. Вели заварить чай из набухших почек березки. Берёзовый отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека.

2. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу.

3. Весной, когда деревья просыпаются, у березы выделяется вкусный сок. Берёзовый сок пьют для укрепления здоровья.

4. Березовые дрова в деревне, где есть печки, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.

5. Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. (Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Мила она русскому человеку. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сел, деревень названо в честь нашей веселой красавицы. Любит наш народ свою березоньку и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит).

6. Сергей Есенин (Белая береза под моим окном, принакрылась снегом точно серебром. У Есенина больше 10 стихотворений в которых упоминается береза).

7. Девушка (Русская красавица с ласковым и приветливым характером всегда на Руси сравнивалась с белоствольной березкой).

8. Тушь черная и белая (Берёза единственное дерево с белой корой. Белый цвет получается за счет красящего вещества бетулина. В белой коре есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них берёза дышит).

9. Творческая мастерская Научиться рисовать берёзу, используя технику СУМИ -Э. Многие поэты, вдохновлённые красотой берёзки, посвятили ей замечательные строки. И не только поэты, но и художники изображали её на своих полотнах.

Знакомство с картинами знаменитых художников:

А. Куинджи «Березовая роща», Левитан «Берёзовая роща»,

А. Головин «Березки».

И мы сегодня будем рисовать березку.

Картины можно написать самыми разными материалами и техниками. В Японии любят рисовать тушью и палочками. Такая техника называется суми-э. Почему я сегодня предлагаю вам эту технику?

Чтение стихов С. Есениа, А. Прокофьева, Н. Рубцова, А. Фета.

Каждый ученик работает самостоятельно, один ученик использует документ -камеру.

9. Итог занятия.

Рефлексия.

Оценка деятельности учащихся.

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

- провести рефлексивный анализ учебной деятельности;

- оценить собственную деятельность. Выставка работ с помощью документ-камеры.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный урок в 3 классе «Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка»
Опубликовано: 6 ноября 2024 в 21:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированный урок в 3 классе «Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка»» (включая файлы) размещена пользователем Емельяненко (УИ 2624711) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД