Ирина Какуева
Укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством игрового самомассажа и дыхательной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
«Укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством игрового самомассажа и дыхательной гимнастики»
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Публикация «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством игрового самомассажа и дыхательной гимнастики» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Основным направлением развития воспитания в области физического воспитания и формирования культуры здоровья является формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.
Одной из приоритетных задач, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек.
Наблюдая за воспитанниками и анализируя данные адаптации и посещения ДОУ детьми группы раннего возраста я сделала вывод, что большую часть заболеваний составляют болезни органов дыхания. Изучив причины возникновения и методологические аспекты организации педагогической работы по оздоровлению дошкольников, передовой опыт детских садов России, предложила оптимизировать образовательные мероприятия в течение дня, согласно недельной занятости воспитанников, введением дополнительных мероприятий направленных на укрепление иммунитета и оздоровление воспитанников. В связи, с чем был организован круглый стол с участием педагогов детского сада, врачей педиатров, родителей воспитанников, где было принято решение ввести в совместную образовательную деятельность дополнительные оздоровительные мероприятия.
В поисках эффективных методов, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников, я обратилась к здоровьесберегающим образовательным технологиям. Это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры.
Цель данных технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В частности, выделила технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж) и здоровьесбережения (дыхательная гимнастика) направленные на развитие потребности к здоровому образу жизни, сохранения и стимулирования здоровья. Данные виды деятельности, возможно, использовать в разных формах организации педагогического процесса, их организация не требует особых материальных условий.
Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма, нервной системы. В тоже время дыхательная гимнастика играет ведущую роль в активизации иммунитета и общего укрепления организма. Чтобы выработать привычку делать массаж и упражнения регулярно, нужно создать такие условия, при которых дети будут стремиться выполнять самостоятельно без напоминания. Поэтому, процесс упражнений должен быть для детей в удовольствие, не причинять неприятных ощущений, вызывать положительные эмоции, последовательность выполнения должна легко запоминаться. Наряду с этим, медики акцентируют внимание на качество выполнения дыхательных упражнений и массажных движений, место их применения. Дошкольники не владеют знаниями анатомии и физиологии, а воздействие на массажную зону должно быть выполнено строго определённым образом.
Анализируя литературу по проблеме, выделила игровой метод как наиболее подходящий для достижения поставленной цели, т. к. он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Игровые элементы влияют на становление мотивов деятельности, а действия формируют необходимые умения.
В работе с воспитанниками использую индивидуально подобранные комплексы дыхательной гимнастики и самомассажа (адаптированный вариант А. Уманской и К. Динейки, которые разработаны для дошкольников и активно используются с учётом специфики индивидуальных особенностей детей группы. Как правило, мероприятия сопровождаются стихотворениями, потешками или сказками. Такая организация оздоровительной деятельности вовлекает ребёнка в игру, которая на данном этапе развития опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника.
Таким образом, использование в педагогическом процессе дыхательной гимнастики и игрового самомассажа позволит снизить заболеваемость воспитанников группы.
Реализацию данной цели было решено организовать в нескольких направлениях: работа с воспитанниками, работа с родителями. Ознакомление с техникой проведения дыхательной гимнастики и самомассажа предполагает создание определенных педагогических условий, которые на разных возрастных этапах дошкольного детства способствуют формированию осознанного подхода детей к сохранению и укреплению своего здоровья.
Работа по формированию осознанного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста строится с учётом принципов здоровьесберегающих технологий :
• принцип «не навреди»;
• принцип сознательности и активности;
• непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуальности;
• всестороннего и гармоничного развития;
• системности и последовательности;
• постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
• возрастной активности здоровьесберегающего процесса.
Особое внимание к требованиям в организации условий проведения дыхательных упражнений : ежедневно в хорошо проветренном помещении, в соответствии разработанного режима дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Во время основной образовательной деятельности от 3 до 6 минут в зависимости от возраста. Длительность одного сеанса самомассажа составляет 5-10 минут. Каждое движение выполнялось в среднем 4-6 раз. В один сеанс самомассажа включено лишь несколько приемов и способов его выполнения. Перед проведением самомассажа дети принимают спокойную расслабленную позу. Проведение движений происходит под специально подобранную музыку в медленном темпе или под стихотворный текст. Все движения направлены на получение удовольствия.
Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями, обращая внимание воспитанников на противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.
Дети активно проявляют свою позицию в деятельности: стремятся вести здоровый образ жизни, грамотно рассуждать, отстаивать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, пропагандировать физическую культуру. Имеют представления о профессиях, связанных с сохранением и укреплением здоровья.
Таким образом, организация деятельности по укреплению здоровья детей дошкольного возраста посредством игрового самомассажа и дыхательной гимнастики в детском саду решает ряд образовательных задач, снижает заболеваемость, развивает активную позицию воспитанника, который стремится следить за своим здоровьем и использовать технологии здоровьесбережения