Татьяна Горбачева
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи и логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игры
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешного обучения ребенка в школе. Проблема развития логического мышления дошкольников является актуальной, поскольку она обусловлена не только необходимым условием качественного обновления общества и умножением интеллектуального потенциала, но и недостаточным уровнем развития логического мышления у детей, а также поиском новых форм работы по развитию логики у дошкольников.
Публикация «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи и логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Изучая научно – методическую литературу и интернет – ресурсы по данной теме, наткнулась на цитату В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Многие исследователи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд игр и практических упражнений, связанных с развитием тонкой моторики рук (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие). Т. А. Ткаченко в ходе исследований делает вывод о том, что упражнения на развитие пальцевой моторики рук позволяют стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на качестве речи детей. В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие речи мелкой моторики рук связано с развитием речи ребенка.
Это и натолкнуло меня на выбор темы: «Развитие логического мышления и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности», поскольку, именно игровая деятельность включает разнообразие форм, методов и приёмов в работе, т. е. умение не замыкаться на одних методах, а возможность расширять свой кругозор, находить всё новые и новые методы и приемы. Тем более что игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, а разнообразие методов и приемов в работе с детьми позволяет поддерживать интерес детей к деятельности. Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, способная обогатить познавательный опыт ребенка, развить его умственные способности, умение классифицировать, обобщать, высказывать свои суждения, делать умозаключения. При таком познавательном взаимодействии возникают ситуации, способствующие эффективному развитию логического мышления у дошкольников.
Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Значение слова для процесса мышления исключительно велико. Благодаря тому, что мышление выражается в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах, поэтому, мышление и речь тесно взаимосвязаны между собой. А работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки способствует развитию детской речи, формированию навыков самообслуживания и подготовки к письму. С помощью мышления дети получают знания, и поскольку возрастные рамки для начала формирования логического мышления чётко не обозначены, то развивать его нужно как можно раньше, начиная с раннего детства.
Для периода раннего детства характерно наглядно – действенное мышление (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) : дети устанавливают связи между предметами, манипулируя ими. Условно говоря, малыш думает, пока что-то делает. Вот почему в этом возрасте очень важны пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши и т. п. С их помощью усваиваются простейшие представления о форме и о сходстве-различии.
Зачем нужна логика маленькому ребенку?
Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей ребенка в школе.
Конечно, в 3–4 года логическое мышление находится на начальной стадии формирования, но под чутким руководством внимательных взрослых малыш развивается быстро и легко. Предлагая ребенку интересные, увлекательные для него игры и упражнения, вовлекая его в процесс через положительные эмоции, ребёнок приучается мыслить, анализировать, обобщать. Дети не просто играют с предметами, они изучают их свойства и особенности, руки имеют для человека принципиальное значение, потому что на ладонях и кончиках пальцев огромное количество точек, связанных с разными отделами головного мозга, и как говорят психологи, тренируя мелкую моторику рук, ребенок развивает мозг. Так, до 4-летнего возраста мышление ребенка протекает преимущественно в предметной деятельности, в процессе игр, манипулирования вещами, а впоследствии движения рук у детей становятся более точными, скоординированными, а с ними становится более развитым и сложным мышление.
Затем от наглядно-действенного мышления дети переходят к наглядно-образному виду мышления (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) : теперь им не обязательно нужны сами предметы, чтобы установить связи между ними, — достаточно их образов, изображений, заменителей. Этот этап развития мышления продолжается до старшего дошкольного возраста, когда формируется словесно-логическое, или абстрактное мышление (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов, которое и становится ведущим на всю жизнь.
Почему так важно научить ребёнка мыслить логически? Дело в том, что, опираясь на логику, ребенок обретает возможность эффективно решать разнообразные задачи:
выделять части целого;
группировать объекты и явления по заданным признакам;
находить общее в группе предметов;
выделять лишний предмет из представленной группы;
определять связи между предметами;
находить причинно-следственные связи;
строить гипотезы, предлагая аргументы в их защиту.
В условиях ДОУ существует множество настольно-печатных, развивающих, дидактических игр и дидактических пособий, с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Это логические игры : игры-головоломки, геометрические бусы, Танграм, игры Воскобовича, блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизинера, кубики с картинками, пазлы, мозаика и другие.
Для успешного обучения детей необходима комплексная система работы, без которой нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Целенаправленная и систематическая работа педагога — залог педагогического успеха!
Список используемой литературы:
1. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников. - М. ; ВЛАДОС, 2013.
2. Береславский Л. Я. Азбука логики. - издательство «Астрель», М. 2001.
3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М. ; Просвещение, 1989.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М. 1986.
5. Светлова И. Е. Развиваем логику. - М. : Эксмо, 2007.
6. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: Гринго, 1995.
7. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.
9. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
10. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.