Атаманова Вера Алесандровна
Тема статьи: «Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Русская народная кукла как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста и приобщения к семейным ценностям»
За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть духовно-нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды – насилие, жестокость, равнодушие, грубость, невежество… мы можем наблюдать ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как полноценной развитой личности, достойного патриота и гражданина своей страны, народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для нашей великой, многонациональной страны, как Россия. Наши дети это наше будущее, и от того на каких культурных ценностях мы их воспитаем, зависит будущее нашей Родины. Как говорил М. В. Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Публикация «Тема статьи: „Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. Но подобно любому другому чувству, патриотизм воспитывают педагоги, родители и переживаются детьми индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Именно в этом возрасте надо побуждать, а не навязывать эти чувства, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение ребёнка.
В дошкольном возрасте у детей игра - является ведущим видом деятельности, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.
К сожалению, каждый день очень часто можно наблюдать игры детей с игрушками – персонажами зарубежных мультсериалов. В сюжетно-ролевых играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине.
А ведь самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла.
Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.
При опросе современных детей в детском саду о народных куклах мною было выявлено, что дети ничего о них не знают, мало знакомы с традициями и обычаями русского народа, народными - календарными праздниками. Я сделала вывод, что все эти факты могут привести к тому, что наше современное поколение навсегда утратить своё культурное народное наследие, свои нравственные и духовные ценности, передаваемые нам из поколения в поколения нашими предками.
Не смотря на обилие современных игрушек, которые предлагают торговые центры, народная самодельная кукла и на сегодняшний день не теряет своей актуальности. С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции.
Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий.
Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенно – индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир.
Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.
Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.
Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.
А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» К. Ушинский,
Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
Знакомясь с историей возникновения кукол, технологией её изготовления дети получат знания о культуре и быте своего народа, его обычаях и традициях.
Куклы-обереги
Куклам-оберегам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Обрядовые куклы
А какой же праздник на Руси без обрядовой куклы? В традиционной культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. По этой причине тряпочки и ниточки для изготовления кукол не резали, а рвали.
Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук ( пример: кукла Коза, Крест, Спиридон-Солнцеворот, Кукушка и др.).
Игровые куклы и куклы русского народного фольклора
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже самых бедных крестьянских семьях с давних времён была старинная кукла. Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сёстры из различных подручных материалов травы, соломы, ниток, лоскутков ткани.
С пяти лет незатейливую куклу могла делать любая девочка. Куклы рассматривались как эталон рукоделия. Девочки-подростки вместе с прялкой брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы.
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. В играх-забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.
Именно народная кукла имеет непрерывную связь старшего поколения и современных детей, которая передаст им культурное наследие и национальное достояние русского народа. Поэтому очень важно чтобы наши дети воспитывались именно на истоках своей русской национальной культуры и были достойными гражданами и патриотами своей страны.