Приложение МААМ

Создание условий в детском саду для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста

Надежда Мамедхановна
Создание условий в детском саду для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Создание условий в детском саду для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста.

Из опыта работы

«Одаренность человека - это маленький

росточек, едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного

внимания. Необходимо холить и

лелеять, ухаживать за ним, сделать его

благороднее, чтобы он вырос и дал

обильный плод»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Создание условий в детском саду для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие и поддержка одаренных детей в настоящее время становятся все более актуальными. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в людях творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Проблема раннего выявления и обучения талантливых и одаренных детей – приоритетная задача в современном образовании. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений. На сегодня Миссия дошкольного образования - становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Таким образом, образовательный процесс в ДОО необходимо строить с учетом становления и развития личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.

В нашем детском саду спланирована работа с одаренными и талантливыми детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение новой технологии управления системой работы с одаренными детьми в ДОО.

Система работы с одаренными детьми включает в себя пять основных

направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;

3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;

4. организация работы с одаренными детьми и их родителями.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения.

Так, в своей группе я стремлюсь придать развивающей среде характер «опережающего развития», т. е. подбираю материал, предназначенный для детей более старшего возраста : это и логические пособия, и иллюстративный материал с новой информацией, и предметы детского экспериментирования, что открывает для детей перспективу саморазвития, развивает познавательную активность. В моей группе имеется ряд развивающих центров.

Центр музыкального развития – среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки. Группа оснащена музыкальным центром, магнитофоном, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими играми. Здесь дети в танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах учатся создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

Центр физической культуры и оздоровления. Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методов индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть. Использование тренажерного комплекса, пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц.

Центр развития речи и театрализованной деятельности помогает мне решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности. Способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры, CD с записями избранных произведений музыкальной классики, магнитофон.

Центр математического развития и занимательных игр оснащен специализированным оборудованием и пособиями, логико-математическими играми, счетными палочками, наглядными моделями, макетами, символами и пр. Имеются иллюстрированные тематические панно, позволяющие решать различные математические задачи. Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности.

Центр художественно-эстетического развития – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка.

Особое внимание и я уделяю центру экспериментирования. За время своей практики в детском саду я заметила, что дети являются прирожденными исследователями, и в связи с этим я решила активно внедрять в совместную работу с детьми познавательно-исследовательскую деятельность.

В моей группе создана детская исследовательская лаборатория, где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Наша лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования. Это различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока; медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; микроскопы, лупы, детские халаты, фартуки; схемы для проведения опытов; журнал для фиксирования результатов и т. д.

Результатом совместной работы с детьми стали: «Сказка о камешке», «Прятки с водой», «Секреты воздуха-невидимки», игра-путешествие «Царство трех ветров».

Работа в данном направлении заинтересовала не только детей, но и родителей: они помогали в оборудовании уголка экспериментирования, пополняли необходимыми материалами, и были увлечены настолько, что многие эксперименты и опыты проводились ими совместно в домашних условиях.

В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе были подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?».

По итогам проделанной работы мною было принято решение написать авторскую программу кружковой деятельности «Маленькие исследователи». При проведении непосредственно образовательной деятельности (НОД) у детей развивается мотивация к исследовательской деятельности и творчеству, интеллектуальные и познавательные способности, увеличился словарный запас, а самое главное, они овладевают приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников.

В результате сотрудничества с детьми и их родителями проведены следующие проекты: «Наши соседи - насекомые», «Россия – Родина моя», «Берегите воду!»

Проект «Россия – Родина моя» провела с целью ознакомления детей с государственной символикой, с русской культурой и традициями.

Важно отметить, что интерес детей не пропал на протяжении всего проекта, а даже, наоборот, они были очень заинтересованы в конечном результате.

Работа с родителями одаренных детей мною реализуется в четырех направлениях:

1. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

2. Организация информационной среды для родителей. Проведен цикл общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем креативные способности», «Творим вместе, «Как создать уголок творчества дома»; организуются, практикумы, мастер-классы, буклеты для родителей и т. д. ; оформляются фото галерея талантов, выставки работ, ставших победителей конкурсов.

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д.)

Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. Организуют различные проекты с которыми ребенок выступает перед детьми.

На мой взгляд, одним из приоритетных направлений в разработке системы работы с одаренными детьми является разработка механизма преемственности с социальными институтами с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения одарённых детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.

Литература

1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»

2 Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н. С. Лейтеса. 2000 г. М.

3 «Одаренные дети в детском саду и в школе» А. И. Савенков. 2000 г. Москва.

4 «Исследование гендерных различий в развитии способностей одаренных дошкольников к

выдвижению и реализации новых идей» Е. С. Белова ж/л “Психолог в детском саду” № 4,

2005 г.

5 «Проблемы одаренного ребенка» М. Богоявленская ж/л “Обруч” 2005 г.

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий в детском саду для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 23:47
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий в детском саду для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Мамедхановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД