Дидковская Любовь Ивановна
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Современные подходы к нравственно — патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие
Автор: Дидковская Любовь Ивановна, воспитатель, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, го Балашиха «СОШ № 26» «Малинка», Московская обл.
В условиях решения задач модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Публикация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Нравственно- патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно- патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке комплексных занятий по формированию нравственно-патриотического воспитания в детском саду через познавательное развитие.
Направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»:
1/ Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
2/ Формирование элементарных математических представлений;
3/ Приобщение к социокультурным ценностям;
4/ Ознакомление с миром природы.
Работа с детьми начинается с бесед о своей Родине. Эти беседы направлены на воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родному городу, родной семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постепенно ребенок знакомится и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Родной Город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду и к родной стране. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту.
В нашей деятельности предусмотрены разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями.
В нашем дошкольном учреждении патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпения, душевного комфорта, тесно взаимодействуя с семьёй. Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется систематически и последовательно. Проведённые народные праздники, досуги, проектные работы, выставки, где дети представляют работы, выполненные совместно с родителями, воспитывают у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране. Такие мероприятия не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, положительный настрой, воспитывают гражданско-патриотические чувства.
Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры, начиная с дошкольного возраста.
Внедрение в образовательный процесс информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний о своей стране, повышению мотивации к познанию.
Ведь дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Литература
1. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92
2. Воспитательная система «Маленькие россияне»/ Под ред. Т. И. Оверчук. – М., 2004.
3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.
4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004 - 112 с.
5. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
6. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo
7. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. – М., 2005