Наталья Корогодова
Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
▼ Скачать + Заказать документы
Заботиться о воспитании детей, готовить их к общественной жизни, растить достойными членами нашего общества – это родительская обязанность. Но зачастую семья эту функцию перекладывает на образовательные учреждения – детский сад, школу. На сегодняшней день выявлена необходимость укрепления и развития взаимодействия детского сада, семьи и общественности, основанного на доверии. Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение.
Публикация «Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации» размещена в разделах
На основе разработок Л. Алексеевой и А. Захарова выделяем общие критерии неблагополучия семьи: дефицит воспитательных ресурсов, конфликтные ситуации между родителями, ссоры, драки, нравственное неблагополучие, педагогическая некомпетентность, асоциальное поведение.
Внешний вид и поведение ребенка может свидетельствовать о пренебрежении родителями своих обязанностей, например: утомленный, сонный вид, санитарно-гигиеническую запущенность, склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания, неумеренный аппетит, задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии, привлечение внимания любым способом, чрезмерная потребность в ласке, проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, трудности в обучении.
Также существуют внешние проявления со стороны ребенка, сигнализирующие о физическом насилии в семье – это боязливость, страх взрослых; тики, сосания пальца, раскачивания, боязнь идти домой, жестокое обращение с животными, травмы.
В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека. Без этого все старания специалистов дошкольного учреждения по коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся напрасными.
В таких ситуациях детский сад вместе с социальными партнерами может прийти на помощь семье. Главный метод помощи таким семьям – сопровождение, то есть создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения социальный педагог создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».
С одной стороны, педагоги детского сада, сталкиваясь с неблагополучными семьями, понимают необходимость просветительской и коррекционной работы с ними, с другой стороны, они не имеют достаточно знаний о том, как осуществить эту работу. Вследствие этого дошкольное учреждение перекладывает эту ответственность на другие учреждения: инспекцию по делам несовершеннолетних, комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства. Преодолеть эти трудности поможет наш проект «Вместе сможем всё!».
Цель проекта: организация деятельности дошкольного образовательного учреждения по раннему выявлению и коррекции семейного неблагополучия, организации работы с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних детей.