Елизавета Монахова
Конспект занятия «Шахматная доска: фланги и центр. Цель игры. Шахматный ход и взятие. Сравнительная сила фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
познакомить учащихся с целью шахматной игры;
дать определение флангов, центра;
познакомить с понятиями «ход», «взятие»;
познакомить с классификацией фигур : тяжёлые и лёгкие фигуры;
дать представление о сравнительной ценности шахматных фигур.
вырабатывать навыки применения полученных знаний на практике;
развивать технику счета в уме;
Публикация «Конспект занятия „Шахматная доска: фланги и центр, Цель игры, Шахматный ход и взятие, Сравнительная сила фигур“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Уголки и центры в группах
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
закреплять умения начальной расстановки фигур.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
На прошлом занятии мы познакомились с начальной расстановкой фигур. Давайте вспомним стихотворение и расставим фигуры.
(Дети расставляют фигуры на демонстрационной доске)
Фигуры готовы к сражению, да-да, ведь шахматная игра – это настоящее сражение двух армий, которые действуют по определенному плану, чтобы достичь цели.
- Ребята, как вы думаете, какова цель игры? Ведь мы играем для того, чтобы выиграть? Что для шахматиста является выигрышем?
(Предположения детей)
Сегодня мы узнаем, что же такое ход и взятие фигуры, что называют флангом и где находится центр.
3. Объяснение нового материала.
Шахматная доска – это поле битвы двух неприятельских армий – белых и черных фигур. Шахматные фигуры – это войска, которые подчиняются своему начальнику. Если мысленно разделить шахматную доску на две части по вертикали, мы увидим два участка сражения: называются они ФЛАНГИ.
Часть, на которой находится король, - королевский фланг, часть доски с ферзем – ферзевый фланг.
Вот такое командное разделение.
А теперь представим, что две армии сражаются на большом поле, в центре которого гора. Тот, кто взобрался на гору первым, хорошо видит неприятельские войска, их расположение;
с горы удобнее планировать атаку, вести обстрел.
Открою вам секрет: на шахматной доске тоже есть такая гора. Как вы думаете, где она может располагаться?
(Предположения детей)
В шахматах этот участок называется ЦЕНТРОМ.
Перед вами находятся шахматные доски. Поставьте 4 пальца на 4 центральные клетки.
Назовите адреса этих полей (d 4, d5, e4, e5)
Шахматный центр расположен в середине доски на четырех клетках. Это самый ответственный участок дороги. Как правило, кто имеет преимущество в центре, тот имеет преимущество и в позиции. Фигуры из центра легко перебросить на любой фланг, чтобы защитить своего короля или организовать атаку.
А теперь я раздам вам диаграммы –подсказки, в которых вы найдете фланги и центры. (Рисунок 1)
Итак, мы знаем, что фигуры ходят и атакуют другие фигуры. А что же такое ХОД?
(Предположения детей)
Ход – это передвижение любой фигуры на доске с одного поля на другое.
Каждым ходом можно передвинуть только одну фигуру. На поле, где уже стоит собственная фигура, пойти нельзя. Но если это фигура соперника и она находится под ударом, то ее можно побить или взять или срубить.
Как правило, шахматные фигуры деревянные, поэтому и появилось слово «срубить» фигуру.
Взятие – это ход на поле, занятое неприятельской фигурой.
Срубленная фигура убирается с доски. За один ход можно забрать только одну чужую фигуру.
Все фигуры, кроме одной, можно бить.
- Кого не бьют? (Короля)
А теперь повторим хором: Короля не бьют!
Но забирать фигуры вовсе не обязательно.
Существует даже поговорка: «Шахматы не шашки, брать не обязательно».
Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру и отнял от неё руку.
В шахматах есть важное правило : Тронул – ходи. Если игрок дотрагивается до фигуры, он обязан ею походить. Поэтому всегда следует хорошенько подумать, прежде чем браться за фигуру.
При необходимости поправить фигуру, если она сместилась, следует предупредить соперника словами: «Поправляю».
До каких пор продолжается игра? Пока королю не объявят мат, сказали вы. Правильно.
Цель шахматной игры – пленить вражеского короля. По правилам срубить (взять) короля нельзя. Для победы нужно совершить особый ход, который называется «мат».
Кто первым объявляет мат неприятельскому королю, тот и выигрывает партию.
Как мы знаем, в шахматы играют два игрока, делая ходы по очереди. Пропускать ходы и нельзя. Первыми всегда ходят белые. А почему? Послушайте вот такую сказку.
Как белые приобрели право первого хода.
Белый Король уже давно собирался отправить свои войска в лагерю чёрных. Внезапно напасть, разграбить и жить припеваючи на огромной территории. Так уж устроены короли – им всегда нужно что-то завоёвывать.
Белый Король был уверен в победе. Вся королевская рать стояла в ожидании приказа о нападении, красиво сверкая на солнце латами и копьями.
И отправил тогда Белый Король Пешку с посланием к Чё рному Королю: «Если хочешь остаться в живых – сдавайся!». Чёрный Король задумался и долго не отвечал. Может быть, он не хотел войны, а может, старался выиграть время. Давно это было…
Белые не дождались ответа и напали первыми, и с тех пор забрали право первого хода в каждой шахматной партии. Так уж повелось с той войны.
- Ребята, сейчас я вас попрошу взять в одну руку слона, а в другую ферзя.
Скажите, они одинаковы по весу или нет?
А шахматисты делят фигуры на лёгкие и тяжелые. (Рисунок 2)
Как вы думаете, почему?
Такое деление произошло вовсе не из-за веса фигур.
Просто лёгкие фигуры менее сильные, менее ценные, поэтому их следует вводить в бой первыми.
Тяжелые фигуры сильнее. Они, как мощная ударная сила и подкрепление. Их нужно поберечь. Они помогут выиграть.
Слоны и кони – легкие фигуры, ферзь и ладья – тяжёлые.
За единицу измерения принято считать пешку.
Так, например, конь и слон равны трем пешкам, ладья – пяти, ферзь – девяти
Сейчас я раздам подсказки (Рисунок 3) И мы впишем силу этих фигур.
4. Закрепление.
Д/и «Чудесный мешочек»
А теперь поиграем и проверим, как вы запомнили шахматные фигуры. В чудесном мешочке хранятся некоторые фигуры. Нужно на ощупь угадать, какие это фигуры и назвать их силу.
Д/и «Шахматная математика»
(учитель на доске расставляет любую позицию, где перед фигурой стоит выбор, какую побить.
Дети выбирают более сильную фигуру и бьют)
5. Итог занятия.
Вопросы для закрепления:
- Какова цель шахматной партии?
- Какой фигуре ставят мат?
- Что такое шахматный ход?
- Может ли фигура занять поле, на котором стоит другая своя фигура? А если это фигура соперника?
- Для чего нужно знать силу фигуры?