Марина Печениговская
Творческая мастерская как форма развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая мастерская как форма развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Тема самообразования по реализации инновационной площадки
МБДОУ д/с№ 35
«Творческая мастерская как форма развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Печениговская М. А.
Публикация «Творческая мастерская как форма развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
В. А. Сухомлинский
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового и неповторимого. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач современного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на развитие таких качеств личности у детей, как любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение.
Кроме того, в последнее время запросы современных родителей направленны на художественно-эстетическое образование детей и поэтому стала необходимость включения в образовательный процесс разных форм, технологий направленных на развитие детской инициативы в продуктивной детской деятельности.
Из опыта работы с детьми в направлении творчества отвожу значительное место творческой мастерской, так как она обладает чрезвычайно широкими возможностями для развития творческих способностей детей.
В результате своей практической деятельности на начальном этапе столкнулась с проблемами, связанными с неразвитостью мелкой моторики, что объясняется, прежде всего, возрастными особенностями детей и низким уровнем развития воображения, внимания, любознательности, они развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира и неумением творчески выполнить самые простые задания. Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Ребёнок как бы ни имел материала для воображения, и это приводило к неинтересной, часто очень шаблонной деятельности. Выход из сложившейся ситуации стало возможным в результате поиска более эффективных средств и методов и расширение опыта ребенка для творческого развития детей. С этой целью я углубленно работала над темой «Развитие художественно-творческих способностей детей посредством творческой мастерской.
Передо мной стояла задача, как организовать свою работу, через какие интересные формы совместной деятельности, чтобы ребенок смог раскрыть свой творческий потенциал, развить творческие способности и самореализоваться в творческой деятельности.
Поэтому мной была выбрана одна из форм неорганизованных занятий – как творческая мастерская, где взаимодействие с ребенком выстраивается в сотрудничестве партнерстве (детско-взрослого сообщества.)
Такая форма помогает педагогу гибко проектировать работу с детьми, подбирать содержания, учитывать интересы, склонности предпочтений каждого ребенка. К тому же такая форма работы мобильно подстраивается в режимные моменты образовательного процесса ДОУ.
Поэтому целью моей работы в творческой мастерской стала «самореализация детей старшего дошкольного возраста в творческой художественной деятельности».
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
• Развитие способности к восприятию эмоционального отношения к миру.
• Развитие способностей к исполнительству, осуществление художественного замыслав конструктивной деятельности.
• Развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач;
• Развитие умения планировать свою творческую деятельность, развивать волевые усилия для достижения поставленной цели.
• Развитие творческих способностей.
• Совершенствовать мелкую моторику рук;
• Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание включаться в творческую активность.
Свою работу в творческой мастерской выстраиваю на следующих принципах:
Принцип самоактуализации – поддержка способностей детей в творческой деятельности.
Принцип сотворчества – совместная деятельность взрослого и ребенка.
Принцип индивидуальности – учет индивидуальных способностей возможностей и их развитие.
Принцип выбора – без выбора невозможно развитие индивидуальности.
Принцип творчества и успеха – позволяет развивать свои индивидуальные возможности, способности.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы, направленные на развитие творческой задачи :
Проблемно-поисковые (поиск разных способов моделирования с бумагой: во что можно превратить? Как это сделать? На что похожа линия, пятно)
Приемы вживания в образ (через пластическое перевоплощение в образ)
Погружение в воображаемую ситуацию (Представь, что ты оказался в сказочно лесу и т. д.)
А также мной используются приемы такие как:
На привлечение к творческой деятельности
Запаздывающий прием, где педагог не показывает сразу готовые решения творческой задачи
Эмоциональная поддержка к практической деятельности
А также разные игра направленные на творческую задачу (Например, «Скульптор и глина»)
Организация работы творческой мастерской реализуется в разных режимных моментах детского сада:
В утренний отрезок времени, Вечерний отрезок времени, осуществляется в проектной деятельности, и через совместную самостоятельную деятельность детей.
В работе использую разные формы совместной деятельности с детьми:
Такие как: Игра – путешествие; Коллективная работа; Игра – соревнование; Игра экспериментирование.
Содержание работы
В своей работе использовала различные методы и приемы обучения.
* Наглядные (показ педагога, пример, помощь, рисунки, иллюстрации, схемы,
*Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок,
* Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Педагогический процесс я строила и на способах организации деятельности: наблюдений, экскурсий, игровых проблемных ситуациях.
Изготовление красочных поделок из бумаги, картона (оригами, бумагокручение, плетение, бумагопластика и т. д., природного материала, украшения из бусинок, пуговиц, шитьё, вышивание - увлекательные и полезные занятия для дошкольников. Чувственный опыт, который добывается непосредственно в практической, преобразующей деятельности более ценен. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует (вертушка вертится на ветру, поделка из бросового материала (планетолёт) выставлена на всеобщую выставку детского сада т. д.
Для систематичной и последовательной работы по развитию художественно творческих способностей разработала перспективное планирование, которое отражает принцип от работы по готовым образцам к постепенному усложнению: по схемам, словесным описаниям и творческой работе.
Основной формой работы являются занятия по подгруппам один раз в неделю старшая группа (25 минут, подготовительная (30 минут). Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.
В содержании перспективных планов заложены объективные предпосылки активизации процесса формирования у дошкольников интегрированных художественно-творческих и конструкторских способностей, логического мышления с помощью художественно-конструкторской и эстетической деятельности.
Структура и содержание перспективных планов занятий показывают, что дошкольники входят в многоаспектный мир творческой деятельности. Работа дошкольников сконцентрирована на выполнении различных творческих заданий, как индивидуальных, так и коллективных. Назначение занятий - в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых способов действий, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и руководства со стороны педагога. Дошкольники осваивают базовые формы различных видов конструирования, работы с бросовым и природным материалом, искусства оригами, различные способы изготовления поделок, а также знакомятся с богатыми традициями народно – прикладного искусства.
Чтобы занятия были интереснее, а обучение прошло легко и незаметно для детей, я использовала мотивацию детской деятельности, которая бывает двух типов:
*** Мотивация личного интереса, создание игрушек, поделок
для себя, в своё личное пользование.
*** Мотивация общения со взрослым, достаточно значима и привлекательна для детей, так как они хотят быть рядом со взрослым и охотно помогают ему во всём.
Занятие в творческой мастерской помогает : заинтересовать детей изготовлением поделок из различных материалов;
• дисциплинируют;
• учат слушать устные инструкции;
• учат совершать последовательные действия;
• развивают способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;
• улучшают пространственное воображение и умение мысленно оперировать объемными предметами;
• учат читать чертежи, по которым строятся постройки, складываются фигурки, плетется поделка, выкладывается узор;
• знакомят на практике с основными геометрическими понятиями, формами и телами;
• развивают уверенность в своих силах и способностях;
• влияют на формирование самостоятельности, самооценке;
• помогают развитию первых чертежных навыков;
• стимулируют развитие памяти;
• учат концентрировать внимание;
• заинтересовывают детей изготовлением поделок из различных материалов, способствуют выявлению конструктивных и творческих способностей;
• развивают творческие способности и исследовательские навыки;
• воспитывают усидчивость, аккуратность, бережное отношение к продукту деятельности и материалу;
• способствуют формированию добрых чувств к близким людям;
• формируют художественный вкус;
• совершенствуют речь и коммуникативные способности.
Интегрированный подход позволяет оптимизировать художественн-творческое воспитание в ДОУ, улучшить качественные характеристики образов, создаваемых детьми. Интеграция видов художественно-конструкторской и эстетической деятельности в дошкольном возрасте имеет естественный характер. Особенности возраста не позволяют строить творческо-конструкторскую деятельность детей без подкрепления ее словом, пластическим движением, проигрыванием. В силу возрастных особенностей дети легко включаются в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Творческая мастерская позволяет интегрировать содержание и формы учебно-воспитательной работы с детьми (учебные занятия, самостоятельная деятельность, игра и т. д.)
Положительный эффект дает интеграция образовательных областей интеграция образовательных областей позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, развивает коммуникативные умения, познавательную активность, развивает такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, классификация, обобщение, формирует способности воспринимать внешние свойства предметного мира: величину, цвет, форму, пространственные и размерные отношения.
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявлен.
В процесс работы творческой мастерской вовлечены так же и родители для того, чтобы творческая работа продолжалась дома. Работа с семьей по этому направлению велась через такие формы, как консультации: «Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников», «Что должен знать и уметь ребёнок в данном возрасте», «Как развивать детское творчество», «Значение оригами в развитии ребенка» и советами «Как творчески развивать ребёнка», «Создание условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду», рекомендациями «Что могут сделать родители вместе с детьми дома».
Организовывала конкурсы-совместная работа родителей и детей «Елочный базар», «Новогодний сапожок», целью которых является создание праздничной атмосферы, укрепление связей детского сада с семьёй, побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развитие творческих способностей детей и применение ими в быту полученных умений и навыков конструктивной деятельности. Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, совместных творческих выставок детей и родителей : «Мы из сказки», «Все умеют наши мамы», «Цветы своими руками», «Подарки осени», «Дары осени» и т. д.
По результатам педагогической диагностики можно сделать вывод, что дошкольники овладели умением в точной последовательности выполнять задания, приобрели практические умения и навыки, появилась самостоятельность при решении творческих задач, гибкость мышления (они совершенствуют поделки и находят им новое применение, научились эстетично и аккуратно оформлять работу, совершенствована мелкая моторика руки, сформированы умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами, пополнили активный словарь.
В целом, подводя итоги проделанной работы, хочу отметить, что система развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством творческой мастерской, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий, в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность
Исходя из своего личного опыта, разработала рекомендации для воспитателей:
Оформить центр творчества. При этом учитывать, что уголок требует соответствующей организации: эстетически обдуманной, доступной, безопасной среды. Необходимо иметь не только сами материалы, но и образцы, которые дети используют в свободной деятельности. Учитывать, что в уголке должен быть достаточный запас соответствующих материалов.
В уголке должно находятся множество различных видов бумаги разного цвета и различной фактуры, бросовый материал, природный материал (шишки, скорлупа грецкого ореха и т. д). Через действия с различными материалами, в процессе выполнений разных операций, применении различных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в конструктивной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Расширять виды материалов и инструментов.
Создавать ситуации, побуждающие дошкольников изобретать, придумывать, творить. Действовать в соответствии с принципом пошагового обучения. Обучение должно проходить в игровой форме. В работе с детьми очень важны добрый совет, помощь, поддержка, но не навязывание своего мнения. Большое значение имеет индивидуальный подход.