Светлана Валерьевна
Рисование на воде в технике «Эбру» как метод арт-терапии в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование на воде в технике как метод арт-терапии в логопедической группе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(В. А. Сухомлинский)
По статистике Министерства здравоохранения отмечен значительный рост детей, рождённых с той или иной патологией. 1,6 миллиона детей относятся к категории лиц с ОВЗ. По степени распространенности, если детей с ОВЗ взять за 100%, то 40% –это дети с ЗПР, 20% –с интеллектуальными дефектами, 20% –с речевыми расстройствами, 20% –с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Как утверждают дефектологи: «21 век будет веком коррекционной работы»!
Публикация «Рисование на воде в технике „Эбру“ как метод арт-терапии в логопедической группе» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа логопеда. Логопедия
- Рисование. ВСЕ материалы
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
С позиции педагогического оптимизма все дети обучаемы и способны к развитию. В современной литературе применим термин «тренируемые дети», –и здесь можно говорить лишь о смягчении дефекта. Всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью выраженные нарушения познавательной деятельности сглаживаются относительно более сохранной эмоциональной сферой. В связи с этим, особым содержанием коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения, должно быть эмоциональное насыщение учебного процесса, т. к. усвоение информации этими детьми осуществляется по эмоциональным каналам.
Творчество – самая любимая вещь для детей, поэтому дети с охотой соглашаются на арт-терапию и более того, сами с удовольствием и с нетерпением ждут следующего сеанса.
В настоящее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития.
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдается незрелость эмоциональной сферы, нарушения личностного развития такие как: пониженная самооценка, высокая тревожность, агрессивность, инфантилизм, пассивность либо чрезмерная активность, плохая концентрация внимания, низкий коммуникативный статус. Такие дети чаще всего имеют истощенную нервную систему, они стрессово и эмоционально неустойчивы, раздражительны, подвержены быстрому утомлению. Эти дети не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.
Естественно, арт-терапия не волшебное направление, которое может избавить человека от всех бед и разных проблем. Но все же, недооценивать его положительное воздействие тоже нельзя.
Рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. «ЭБРУ» – терапия помогает справиться со многими проблемами и активно используется в развитии и подготовке ребёнка к современной жизни в семье, в детском саду.
«ЭБРУ» относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами.
Методика позволяет детям преодолеть трудности, выплеснуть отрицательные эмоции, расслабиться и получить много положительных эмоций. «ЭБРУ»–терапия также позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжение, происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации, коррекция неврозов и неврозо-подобных состояний.
Таким образом, вся творческая деятельность ребенка с ОВЗ является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым. Кроме того, в «ЭБРУ» нет почти ничего, что нельзя исправить. В этом заключаются дополнительные ресурсы для коррекционно-реабилитационной практики.
Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Таким образом, арт – терапевтический метод «ЭБРУ» интересен, необычен, обладает множеством неоспоримых плюсов, подходит для работы с широким кругом детей самого разного возраста и спектром проблем.
Цель: программы - развитие творческих способностей, воображения и творческой активности детей лого-группы старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели ставлю следующие задачи:
1) Помочь в снятии страхов.
2) Оказать помощь в преодолении негативных переживаний.
3) Смягчение агрессивных проявлений, обучение приемам саморегуляции.
4) Снижение тревожности, эмоционального напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое.
5) Создание условий для ребенка в преодолении недостатков агрессивного поведения.
Задачи:
Обучающие: (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности) :
знакомство с различными художественными материалами в технике «ЭБРУ»;
приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра; развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя текучесть воды и разные цвета и оттенки красок;
обучение созданию картин на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии.
Развивающие: (связаны с совершенствованием общих способностей детей) развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством, к художественной деятельности в технике «ЭБРУ»; формировать уважительное отношение к искусству разных стран и народов; воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия и аккуратности.
Содержание деятельности Сроки
1. Изучение научной и учебно-методической литературы : Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования Эбру. Инновационные педагогические технологии : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. О. А. Могильченко Дополнительная образовательная программа по арт – терапии «Чудесные превращения» Изучение материалов на интернет – ресурсах, посвященных данной тематике
2. Участие в мастер-классах по технике рисования «Эбру» в целях освоения данной техники. 3. Диагностика детей старшего дошкольного возраста (Е. И. Изотова «Эмоциональная идентификация») Сентябрь, октябрь, ноябрь
1. Создание развивающей предметно – пространственной среды для коррекции и развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством использования техники рисования на воде
2. Разработка перспективного плана: для коррекции и развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством использования техники рисования «Эбру».
3. Консультирование родителей «Что такое Эбру - техника»
4. Провести диагностику детей
5. Проведение (реализация) коррекционно - развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по перспективному плану. Декабрь
Январь 2022г
Февраль2022г
Март
Апрель
Подведение итогов, выводы по теме.
Презентация опыта работы для педагогов.
Выставка детских работ в технике «Эбру» Май
Значения цветов
Красный — символ жизненной энергии, силы, уверенности в себе (если его слишком много, то — самоуверенности или даже агрессивности,
Оранжевый — свидетельствует об амбициозности, завышенной самооценке, а также о трудности в общении.
Желтый — солнечный цвет, часто используют в мандалах люди искусства, он символизирует творчество, прибавляет оптимизма, радости, способствует раскрытию творческого потенциала, успешным новым начинаниям.
Зеленый — символ обновления, может свидетельствовать о силе родительских чувств, способности и готовности воспитывать детей (если очень много — гиперопека).
Синий — сила духа, спокойствие, выносливость, рассудительность, развитая интуиция.
Голубой — символ дружелюбия, сострадательности, отзывчивости.
Фиолетовый — в мандале говорит о том, что человек стремится к гармонии, этот оттенок вдохновляет и очищает. Однако если фиолетовым закрашен центр мандалы, это может свидетельствовать о сильной связи (если не о полной зависимости) автора с матерью.
Коричневый — цвет земли, это — укорененность, практичность, желание стабильности, безопасности.
Черный — цвет тайны, тени, тьмы. Присутствие его в рисунке мандалы может свидетельствовать о депрессивном состоянии, опустошенности, утрате опоры и веры в жизни.
Белый — защитный цвет, символ чистоты, духовности, но если его слишком много, это может говорить об отсутствииэнергии у автора такой мандалы.