Инна
Развитие мелкой моторики рук как средство улучшения речи у детей 3–4 лет, младшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Создать условия для развития мелкой моторики рук у дошкольников.
Актуальность темы.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук как средство улучшения речи у детей 3–4 лет, младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука-это своего рода внешний мозг»-писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Детям бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения окружающего мира детьми становятся обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, речь, что зачастую приводит к замкнутости ребенка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребенку тяжело освоиться среди сверстников, поэтому такие дети могут считать себя «чужими». И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки, а также словарный запас.
Задачи самообразования:
1. Улучшить моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
5. Совершенствовать предметно- пространственную развивающую среду группу.
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Форма отчета:
• Памятки для родителей
• Составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик
Форма работы с детьми:
• Совместная работа с детьми.
• Индивидуальная работа
• Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Сроки. Форма работы:
• этап - теоретический
• Изучение методической литературы.
• Интернет – ресурсы.
• Международный образовательный портал МААМ. RU – https://www.maam.ru
• Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - https:// nsportal.ru
• этап - практический
• декабрь-май 1. Консультация для родителей «Играем нашими пальчиками дома».
• 2. Консультация для воспитателей «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
• Создание картотеки дидактических игр.
• Наглядно – иллюстративный материал: Дидактическая игра «Золушка», «Найди игрушку», «Пуговки - застежки», Игры с бельевыми прищепками, «Сухой бассейн».
• «Дидактические игры»
• Май заключительный анализ работы
Картотека игр и консультации для родителей:
• Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития мелкой моторики детей в дошкольном учреждении.
Декабрь
• 1. Д/и. : «Прищепки»
• 2. Д/и. : «Шнуровка».
• 1. Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры
2. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения
• Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок Развитие мелкой моторики рук.. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
• Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.
• Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал.
Январь
• Д/и с сыпучими материалами( «сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
• Создание разнообразного «Пальчикового театра»
• Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра
• Заучивание пальчиковых игр
• Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики
• Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
• Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста
Февраль
• работа с конструктором ЛЕГО;
• различные виды аппликаций;
• рисование по трафаретам, штриховка;лабиринты
• Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.
• Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.
• Отгадывание детьми загадок,
• разучивание физкультминуток, чтение скороговорок.
• Разучивание новых пальчиковых игр. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам Настольная игра «Мозаика».
• Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
• Повышение профессионализма по развитию мелко моторики
Март
• Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.
• игры с мелкими предметами;
• паззлы, мозаика.
• развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
• Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь
• Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.
• Составление консультациц для родителей:
а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников»
б) «Развитие мелкой моторики рук»
• Ознакомление родителей с работо по развитию речи и мелко моторики рук. Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
Апрель
• Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)
• Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
• Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.
• Развивать пространственные представления, мелкую моторику;развивать фантазию и воображение
• Д/и «С крышками»
• Создание пособия для игры с крышками от бутылок
• Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение
• Работа с воспитателями: Консультация: «Развиваем руки – развиваем речь»
• Анкета для воспитателей по проблеме "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"
• Повышение профессионализма по развитию речи и мелкой моторики
Май
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
• развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Формировать воображение и творческое мышление.
• дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников
• Показать при помощи каких дид. игр можно развивать мелкую моторику
• Используя метод наблюдения,упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Для достижения поставленных задач можно тспользовать различные формы работы.
Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.
Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Были составленны картотеки игр на развитие мелкой и общей моторики : «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки».
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей испульзуется пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В данной работе для лепки был использован пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян и другого природного материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.
Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий - собирание пазл.
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинирую с различными видами деятельности. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма». Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.
Заключение:
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Следует предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Литература:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. 4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
9. Кольцова М. М «Развитие моторики»
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»