Рима Балтабаева
Развитие логического мышления и вычислительных навыков учащихся начальных классов на основе коммерческой математики
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление Балтабаевой Р. А. учителя средней школы имени
В. Маяковского на августовской конференции учителей Жарминского района ВКО на секции учителей начальных классов.
Тема: «Развитие логического мышления и вычислительных навыков учащихся начальных классов на уроках математики на основе коммерческой математики».
Публикация «Развитие логического мышления и вычислительных навыков учащихся начальных классов на основе коммерческой математики» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашего государства. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.
Необходимость формирования у младших школьников творческого мышления ставит перед учителем задачу более широкого использования в учебном процессе заданий, непосредственно направленных на развитие у учащихся умения осуществлять анализ, сравнение, обобщение. В этом отношении большие возможности имеются на уроках математики, в частности при решении задач. Учителю надо помнить, что многократное повторение однотипных задач на одном уроке может привести к нежелательным явлениям. Решив несколько сходных между собой задач, учащиеся и к следующей, отличной от них задаче пытаются применить те же приёмы решения, то есть проявляется своеобразная инерция мышления. Для формирования гибкости мышления необходимо на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причём обязательно разбирать их, обсуждать условия и особенности решения.
Развитию у детей логического мышления способствуют такие задания, как решение задач с недостающими или вообще отсутствующими данными, а также с лишними данными. Например: «Мальчику купили игрушки: мишку и машинку. Машинка стоит 5 тенге. Сколько стоят вместе обе эти игрушки?». Или: «В детский сад привезли молоко в двух бидонах. В одном 32 литра, а в другом 30 литров. На обед израсходовали 40 литров молока. Сколько литров молока привезли? Большое значение для развития у учащихся умения осуществлять нетривиальный анализ имеют, например, задания на определение закономерности: «Вставь пропущенное число»-
Решение: недостающее число равно 24; числа возрастают соответственно на 2,3,4,5,6.
Содержательно- логические задания развивающего характера включаю в каждый урок математики в течение всего учебного года, которые органично увязываются с программным математическим материалом.
Работая с учениками 4 класса, на уроке я часто использовала «коммерческие задачи», обращаясь к пособию «Коммерческая математика». Главная цель этой книги- показать детям, как увлекателен и интересен мир, связанный с экономикой, познакомить их с первоначальными рыночными понятиями (обмен, товар, деньги, прибыль, и т. д.)
Думаю, что уже в начальных классах нужно развивать у детей «рыночные мышление». И в этой брошюрке уделяется столь большое внимание логическим задачам на денежные расчеты, взвешивание, планирование своих действий в различных условиях.
Известно, что задачи со сказочным сюжетом очень нравится всем детям. Сказочная форма позволяет ввести ребят в мир математики, используя увлекательную ситуацию. Это учитывается в данном пособии, где в каждой главе можно найти задачи со сказочным сюжетом.
В самом начале детям говорю, что мы отправимся в путешествие по стране Эколандия.
Примерно 10 тысяч лет тому назад земледельцы этой страны начали вытеснять охотничьи племена. Появились первые человеческие поселения, в которых начали развиваться различные ремесла. Но чаще всего в каждом из этих поселений люди занимались одним ремеслом: или гончарным, или кузнечным, или рыболовным. Но рыбаку нужны сети, кузнецу - горшки, земледельцу – подковы. И появилась необходимость в обмене продуктами своего труда. Продукты, которые участвовали в обмене, получили название товары.
И сразу даю задачу:
Задача: «Охотник Тигров добыл за сезон 48 шкур белок. Каждые 4 шкуры он может обменять на 1 мешок пшеницы, каждые 2 шкуры на 8 подков. Хватит ли ему добытых шкур для того, чтобы подковать 4 лошади и получить 3 мешка пшеницы?».
Краткое условие записано на доске:
Добыл – 48 шкур
4 шкуры – 1 мешок пшеницы
2 шкуры – 8 подков
Нужно подковать 4 лошади и получить 3 мешка пшеницы.
Хватит ли этих шкур?
-А сколько нужно подков 1 лошади? (4) Почему?
Решение.
1) 4 x 3 = 12 (шк.) – за 3 мешка пшеницы.
2) 8 : 2 = 4 (п.) – за 1 шкуру.
3) 4 x 4 = 16 (п.) – 4 лошадям.
4) 16 : 4 = 4 (шк.) – на 16 подков
5) 12 + 4 = 16 (шк.)
Ответ: добытые шкуры хватят для обмена.
Задачи такого типа требуют не только выполнения арифметических действий, но и проявления элементарных исследовательских качеств.
Некоторые дети такие задачи выполняют, записывают не только по действиям, но и выражением. Поэтому здесь уместно спросить, а как по- другому можно решить, а как можно по – другому записать?
(4 x 3+ 8 : 2 x 4 : 4= 16)
Задачи на движение представляют собой тот благодатный материал, который может служить прекрасным средством развития логического мышления и вычислительных навыков учащихся. Необходимость решать задачи ещё и различными способами сопровождает ученика в течение всей его учебы в школе. Кроме того, выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности.
При решение задач на движение говорю, что в стране Эколандия протекает огромная река и у жителей появилась необходимость двигаться по этой реке, строить корабли для ловли рыб.
Предприниматель Осетров и Рыбаков построили два огромных судна. Судна Осетрова за 8 часов проходит 312 км. За сколько часов пройдет 231 км. судно Рыбакова, если его скорость на 6 км. меньше скорости первого?
Краткое условие.
Скорость Время Расстояние.
? 8ч. 312 км.
? на 6 км. меньше? 231 км.
Спрашиваю у детей- У кого готов ответ?
Прохожу по рядам. Дети шепчут мне на ухо, так как многие дети очень хорошо и быстро выполняют вычисления.
Решение.
1) 312 :8 = 39 (км/ч)- скорость 1 теплохода
2)39 – 6 = 33 (км/ч) – скорость 2 судна
3) 231 : 33 = 7 (ч.)
Ответ: за 7 часов.
А кто решил другим способом?
Эту задачу можно решить и другим способом в 4,6,7 действиях.
Именно умение и способность находить различные пути и способы решения проблемы часто приносит успех и удовлетворение, глобальные интересы коллектива.
Велика в этом роль учителя. Он должен уметь искусно решать задачи знать заранее, сколькими и какими именно способами можно решить ту или иную задачу.
Далее в главе «Маркетинг и рынок» дети узнают, что такое (market – английское слово – рынок). Маркетинг – это наука, изучающая потребности клиентов и находящая способы удовлетворения этих потребностей.
В Эколандии появились деньги: крупная монета- талер, мелкая- форинт. В 1 талере – 100 форинтов.
Магазин «У Марфы» уже несколько раз был на грани банкротства. А все из-за того, что или товаров много, а продажа их идет плохо, или, наоборот, некоторых товаров не хватает, а их нет и нет.
И вот решил хозяин: нужно знать приблизительный спрос каждого клиента на определенный товар или необходима информация.
Задача: Егор подсчитал, что в районе, который обслуживает его магазин, проживает 80 семей по 3 человека и 120 семей по 4 человека в каждой. Далее он выяснил, что семья из трех человек потребляет в среднем 11кг., а из 4 человек- 14 кг. Картофеля в месяц. Какое количество картофеля необходимо для удовлетворения спроса этих клиентов?
Краткое условие:
80 семей по 3ч. - по 11кг. Карт. 1 семья
120 семей по 4ч. - по 14кг. Карт. 1 семья
Решение и анализ.
-Какой главный вопрос задачи?
-Что узнаем в начале.
1) 11 * 80 = 880 (кг.)- потребляет семья из 3 человек.
2) 14 * 120 =1680 (кг.) – потребляет семья из 4 человек.
3)1680 + 880 = 2560 (кг.)
Ответ: 2560 килограммов.
Задачи на сообразительность развивают логику.
- Как взвесить 4 кг. сахара, если имеются гири в 3кг. и 5кг.
( Ответ: нужно на одну чашу поставить гирю в 5кг., а на другую гирю в 3кг. и досыпать сахар. Сахара будет 2 кг. Ещё раз проделать эту операцию. В итоге 4 кг. сахара)
Особый интерес представляют головоломки о расстановке цифр. Даю детям задание:
-Нарисуйте в тетрадях круги и заполните их нужными цифрами от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел по каждой стороне была равна 20,17.
Выработка таких умений и навыков приучает делать предложения, составлять гипотезы и проверять их, сравнивать математические результаты, делать выводы, то есть учить правильно, мыслить.
Большой интерес вызывают у детей задания с геометрическим материалом.
Рисунок кошки: Спрашиваю у детей –
- Из каких фигур состоит рисунок кошки?
- Какой фигурой представлено туловище?
- Чему равен периметр туловища, если его длина равна 12 см., а ширина 7см.
(Р = 38 см.)
- Чему равна площадь? (S = 84 см. 2).
- А сколько вы нашли в туловище треугольников? Сосчитайте, покажите (8 треугольников).
В конце после решения многих заданий по коммерческой математике, которые я включаю в какие – то этапы урока говорю, что в стране Эколандии жили люди, которые знали, что если хорошо работаешь, то будешь получать соответствующую прибыль и будешь хорошо жить. Полученную прибыль деловые люди чаще всего направляли на благородные дела. Ещё в древние века купчиха Марфа вложила свои деньги в строительство первой в Сосногорске школы. А потом уже появились в Сосногорске и стадион, и больница, и концертный зал. Средства на них выделяли деловые люди.
Приведенные задания способствуют не только развитию логического мышления детей, но и развитию познавательных способностей. Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверено ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические задания в повседневной жизни.