Елена Синицына
Развитие логического мышления и познавательного интереса у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – самая счастливая пора жизни человека. Период дошкольного детства относительно всей жизни недолгий, а как он насыщен познанием, велик поток информации, которая обрушивается на маленького человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами взрослых, пытается многое узнать и понять. Основное правило – взрослые (педагоги, родители) должны помогать ребёнку и создавать условия для формирования у него стремления узнавать новое. На многие вопросы ребёнок находит ответ, идя путём проб и ошибок, а порой нетактичность взрослого может затормозить мыслительную активность ребёнка, которая имеет поистине бесценное значение для его развития. Поэтому основные наши усилия, как педагогов, должны быть направлены
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений, нужно научить его логически мыслить.
Словесно-логическое мышление – одно из трёх видов мышления. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов, что вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у ребёнка формируются важные качества личности – самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатываются усидчивость, развиваются конструктивные умения, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Мышление невозможно без речи, они тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга,
с развитием самостоятельности мышления у дошкольника развивается речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить её обобщённо, отделив важное от второстепенного, что является главным условием обучения в школе.
Учитывая важность данной проблемы, в группе нужно проводить с детьми углублённую работу в этом направлении с использованием различных игр. Игра – ведущая деятельность дошкольника, поэтому познание должно носить занимательный характер. Такие игры, как: «Летает – не летает?», «Съедобное – несъедобное?», способствуют формированию внимания ребёнка, учат выделять существенные признаки предметов. Игра «Придумай сам» учит ребёнка придумывать самостоятельно небылицы, включать их в свой рассказ. Упражнение «Собери фигуру» учит анализировать элементарную схему предмета. Игра «Волшебный клад» закрепляет пространственную ориентировку. Упражнение «Как расположены фигуры» упражняет в анализе групп фигур, установлении закономерностей. Все эти и другие игры помогают развивать у детей способность к проведению простейших обобщений и умений, учат детей обосновывать свои ответы, правильно строить умозаключения, наблюдать, сравнивать, замечать общее в различном, отмечать главное.
В блок работы по развитию логического мышления с дошкольниками целесообразно включать многообразный занимательный материал – это и развлечения, задачки, шутки, загадки, пословицы, считалки, и игры «Танграм», «Волшебный круг»,
и ребусы, головоломки. Очень полезны задания с применением схемы, например: «Где спряталась матрёшка?», «Найди по плану», «Построй дом по схеме». Весь этот материал интересен
по содержанию, занимателен по форме, отличается необычностью решения, парадоксальностью результата.
Для достижения желаемого результата можно использовать такие формы работы, как НОД, в неё включаются задачи, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающих логике развития тех или иных способностей, – по познанию, коммуникации, безопасности, познавательно-речевому развитию.
В работе по развитию мышления нужно стараться помочь детям осмыслить события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности с помощью вопросов, например: «Почему осенью люди одеваются теплее? Почему нельзя кататься летом на лыжах? Почему зайца трудно увидеть на снегу? Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что произойдёт?». Эти и подобные вопросы можно задавать во время прогулки, наблюдений, режимных моментов. Для логических упражнений хорошо использовать в работе знакомые
и любимые детям сказки. С радостью и интересом дети отвечают на такие вопросы: «Кто из трёх поросят не боялся в своём доме? Почему? Почему волк убежал без хвоста?» и т. д. Хорошо использовать для развития логического мышления отгадывание загадок, организуя при этом развлечения, например: «В гостях
у Петрушки», «Поможем Незнайке найти правильный ответ». Естественно, загадки для детей трудны, но если предложить подумать, натолкнуть ребенка на мысль, например, обобщающим понятием, показом предметов или картинкой, одна из которых есть отгадка, то тем самым можно дать работу его мышлению.
А в подготовительной группе дети сами составляют загадки описания. Но более сложной работой является понимание пословиц и поговорок. Спросить, почему так говорят, например, «по Сеньке шапка». Дети, конечно, затрудняются с ответом, тогда можно для понимания внести две шапки: одну потрёпанную, другую чистую, красивую, аккуратную – и на наглядном примере рассказать истории про мальчиков, которых звали одинаково – СЕНЬКА. Или использовать другой вариант по осмыслению пословиц, поговорок. Можно предложить 2–3 варианта объяснений, из которых дети должны выбрать подходящий, и объяснить, почему так считают. Эту работу целесообразно проводить в любой отрезок режима: собрали кучу листьев и веток – предложить послушать и запомнить пословицы и поговорки, например, такие: «Один в поле не воин», «Птицу узнают в полете,
а человека в работе», «У ленивого Емели семь воскресений
на неделе», «Не спеши язычком, поспеши делом» и т. д. А во время обеда можно вспомнить такие пословицы и поговорки: «Поработаешь до поту, поешь в охоту», «Тяжко тому жить, кто
от работы бежит». Почему так говорят?
С детьми целесообразно заучивать много считалок, шуток, многие из которых направлены на развитие мышления, так как
в них содержатся задания, которые очень нравятся детям. Например, складывание цифр в считалке весело и интересно, потому что яркие образы, ритмическое звучание стиха облегчает счёт, а игра слов и звучаний развивает внимание, сообразительность, мышление. («На берёзу села галка, две вороны, воробей, три собаки, соловей. Сколько птиц, посчитай скорей?» Ответ: 5.) У ребёнка, когда он создаёт в своём воображении яркие образы считалки, шутки, прослеживает эмоционально насыщенный сюжет, развивается мышление, образная память, он учится управлять воображением, он создаёт свой ни на что не похожий мир, что является основой логического мышления, фантазии. В богатой образами считалке, загадке или шутке рассказывается целая история, и это очень полезно использовать в работе по данной проблеме. Предлагая послушать считалку или потешку, целесообразно затем задать детям вопросы по содержанию, например: «Как вы думаете, когда происходит действие или событие?
А что будет с героями дальше? А где они живут? Как вы думаете, кто их друзья и враги? Какие волшебные предметы могут преодолеть препятствия? Какие герои могут им помочь, а какие помешать?». Дети фантазируют в такой игре. В другой игре, где, например, нужно сочинить сказку, можно прочитать такую считалку:
По городу идёт Иван,
Потерял он свой кафтан.
А кафтан на улице,
Его клевали курицы,
Курицы-наседки.
Дон-дон-дон-дон,
Начинай играть свой кон…
Или:
Зайчишка-трусишка, по полю бежал,
В огород забежал, капусту нашёл,
Сидит, грызёт, и хозяин идёт…
По таким четверостишиям дети охотно сочиняют сказки, при этом развивается у них и мышление, и речь. Целесообразно использовать игру «Отвечай быстро» :
Звонкий, быстрый, весёлый… (мяч).
Вкусный, алый, сочный… (арбуз).
Бурый, неуклюжий, косолапый… (медведь).
Жёлтые, красные, разноцветные, осенние… (листья).
Можно для развития речи использовать игру «Где буква,
а где цифра, прочти слово». Разнообразные игры не только помогают приобрести навыки счета, письма, развивать фонематический слух и речь, но и способствуют развитию логического мышления, творческих задатков, они учат детей думать, развивают такие качества личности, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, а выполнение практических действий с использованием логических игр вырабатывает у детей умения воспринимать познавательные задачи, находить новые способы решения, это, в свою очередь, ведёт к проявлению творчества – придумыванию новых вариантов логических задач, фигур, силуэтов. Играя, дети начинают осознавать, что в каждой игре заключена какая-то хитрость, выдумка, забава, найти и разгадать её невозможно без сосредоточенности и напряжённого обдумывания, а занимательный материал не только развлекает детей, но и даёт возможность им отдохнуть, а также заставляет задуматься, стимулирует развитие нестандартного мышления.
В работе с детьми по развитию логического мышления
целесообразно использовать задачи-шутки, которые помогают разнообразить и оживить занятия, например: «В море плавало
9 пароходов, 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море?» (9.) «В 10.00 часов малыш проснулся, когда он лег спать, если проспал 2 часа?» (В 8 часов.) «Сколько орехов в пустом стакане?» (0.) «На берёзе выросло 10 слив, 3 сливы девочка сорвала. Сколько слив осталось?» (На берёзе сливы не растут.) «За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков за забором?» (2.) «На полке 5 пар ботинок. Сколько ботинок на правую ногу?» (5.) Такие задачки-шутки способствуют развитию внимания и сообразительности, предостерегают ребёнка от поспешности ответов и необоснованных выводов. Эти задачки побуждают ребёнка рассуждать, мыслить, находить ответ, используя ранее полученные знания. Пытаясь думать, рассуждать, приводя различные доводы и опровергая самого себя, нащупывая правильный путь рассуждения, ребёнок развивает своё логическое мышление. Задачи и головоломки, ребусы составлены на основе законов мышления, особое их значение – в сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачки-смекалки интересны своей занимательностью. Результат решения – догадка, которая свидетельствует о развитии смекалки. Смекалка – особый вид проявления творчества, нахождения способа решения, она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений.
Весь комплекс работы по развитию логического мышления – это длинная интеллектуальная лестница, чем выше поднимаешься, тем больше усилий прилагаешь, тем больше удовлетворения в душе. Важно не погасить желание ребёнка двигаться дальше, а для этого его надо заинтересовать, поощрять, вовремя помочь, зная о том, что логическое мышление полностью формируется в подростковом возрасте, а росточки его мы должны заложить в дошкольном возрасте.