Наталья Ивлева
Занятие по ознакомлению с видами следов диких животных «Путешествие в зимний лес. Следы на снегу»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Уточнять и закреплять знания детей о жизни диких животных зимой.
Познакомить с видами следов диких животных.
Формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу.
Познакомить выяснить, каким образом появляются зимой следы на снегу.
Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Публикация «Занятие по ознакомлению с видами следов диких животных „Путешествие в зимний лес, Следы на снегу“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Следы. Наблюдения за следами птиц и животных
- Темочки
Материал. Видео отрывка из м\ф «Маша и Медведь», конверты с фотографиями диких животных (заяц, лиса, белка, макет зимнего леса, фигурки диких животных, видеокамера, ноутбук.
Ход НОД
На экран проецируется отрывок серии «Следы» из мультфильма «Маша и медведь»
Воспитатель:
Ребята, а что Маша и Медведь рассматривают на снегу? (Они рассматривают следы)
- А кто же мог зимой оставить следы на снегу?
- Давайте мы с вами отправимся в зимний лес. Может быть, и мы найдём следы на снегу. Но мы пойдём не просто так, мы возьмём с собой камеру, сфотографируем следы и животных, которые их оставляют и отправим фотографии Маше, чтобы она тоже знала, кому какие следы принадлежат.
- Вы согласны?
- Но на улице холодно и нам нужно одеться. (Стоя у стульчиков, с повтором)
Игра – массаж «Одеваемся теплее»
Раз, два, три, четыре, пять
В лес идём мы погулять.
Шубу теплую наденем (поглаживают тело)
Шапку, чтоб было теплее (поглаживают голову)
Мы завяжем длинный шарф.
Мы обуем валенки (гладят руки по очереди)
И конечно варежки (гладят обе руки одновременно)
-Если мы собрались идти в лес на прогулку, давайте построимся парами.
- По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ноги. (дети подходят к макету зимнего леса)
1 остановка
Воспитатель: Тихо в зимнем лесу, снег искрится на солнце разноцветными красками. Все спит. Кажется, никого нет. Но зимний лес таит в себе множество загадок. Только самым внимательным он расскажет, что здесь происходит, кто сегодня от нас спрятался и наблюдает за нами.
- Посмотрите на наш зимний лес. Вы ничего не замечаете? Был ли здесь кто-нибудь из зверей до нашего появления.
- Интересные следы на снегу я вижу.
Чтобы лучше рассмотреть, наклонитесь ниже.
На снегу это письмо, прочитать не так легко,
Нужно постараться, чтобы разобраться.
(Обращаю внимание детей на следы) -На что они похожи? (На капельки). Как вы думаете, кто здесь побывал? (ЗАЯЦ)
- Следы заяц на снегу оставляет по-особенному. Он петляя перепрыгивает с места на место, бежит то вперёд, то назад, путая следы. А кто знает для чего?
Дети: Так зайцы спасаются от врагов.
- А что вы знаете о жизни зайца зимой?
(Если дети затрудняются, помочь им наводящими вопросами. : Почему зимой заяц белый? Где у зайчика дом? Чем он питается зимой? Что помогает зайцу заметить опасность?
(Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным. Дом у зайчика под любым кустом, питается заяц веточками и подъедает сено в стожках. Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.)
- Посмотрите, а вот и сам заяц. Спрятался под кустом. Давайте его сфотографируем, но так чтобы не спугнуть. («фотографируем»)
Воспитатель: Дети, смотрите, а здесь ещё чьи то следы. Как будто кто-то шёл по заячьему следу.
Дети рассматривают следующие следы (2)
-Чьи же это следы? – Кто же это может быть? (лисичка)
-Обратите внимание на следы лисы. Она идёт как будто цепочкой – след за следом, очень аккуратно, словно кто-то нанизывает её следы на невидимую ниточку.
- Расскажите мне, что вы знаете про лисичку.
Лисица окраску не меняет, но шубка её становится более пушистой. Живёт она в глубокой норе. Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисьим кормом становятся мыши-полёвки. Лисица мышкует – это значит, охотится на мышей.
- А вот и хозяйка этих следов. Давайте попробуем сфотографировать лису и её следы. Мы же для Маши должны фотографии подготовить. («фотографируем»)
Воспитатель: Вы не замёрзли в зимнем лесу. Давайте согреемся.
ФИЗМИНУТКА
На дворе мороз и ветер, а в лесу гуляют дети.
Ручки, ручки согреваем, ручки, ручки потираем.
Потираем щёки, нос и не страшен нам мороз.
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко.
- Давайте, чтобы лучше согреться, поиграем прямо здесь, на полянке.
Игра «Кто оставил след» (лиса, заяц, …. белка)
2 остановка
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое необычное дерево. На веточках грибы и дупло…Может быть, в дупле кто-то живёт? (В дупле живёт белка)
В дупле живёт белка, она имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазить по деревьям. В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик
- А грибы на веточках откуда? (Это белка осенью насушила себе грибов на всю зиму)
-Давайте посчитаем, сколько грибов развесила белка на этом дереве.
(На этой веточке 2, а на этой веточке 3. А всего ….)
- А ещё чем питается белка.
(Зимой белка питается шишками,грибами, плодами деревьев и кустарников)
Воспитатель: Давайте посмотрим, оставила ли белка свои следы на снегу. Где мы будем их искать? (возле дерева)
- Вот какие следы белочка оставила.
Воспитатель: Оказывается, все живые существа могут оставлять свои следы. Просто мы их можем увидеть только на снегу зимой или на мокром песке, в другое время года. Следы невозможно увидеть на траве, асфальте.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите тоже оставить следы на снегу. (Дети ставят отпечатки следов на «снегу»)
Опыт (Дети оставляют "следы" на снегу)
РЕЗЕРВ - А кто же ещё в это время года может бродить по лесу? (Кто зимой в лесу холодном, рыщет злющий и голодный) (Волк)
- Что вы знаете про волка?
(Волки живут стаями (семьями) в своём логове и передвигаются по лесу друг за другом, след в след. Впереди всех идёт самый сильный волк. Он словно прокладывает дорогу. Вслед за ним идут молодые и слабые волки.)
(ОПЫТ)
Воспитатель: - Вот и мы с вами оставили на снегу свои следы и нам пора возвращаться.
(Дети проходят на свои стульчики, «раздеваются» и садятся на место)
Итог.
Воспитатель: - Ребята, для чего мы ходили в лес на прогулку?
Чьи следы мы видели? Давайте посмотрим, какие фотографии у нас получились.
Это - заяц. Его следы похожи на капельки.
Это – лиса. Она оставляет след цепочкой.
Это белочка. Следы с пальчиками, возле деревьев.
- Фотографии, которые мы сделали, подарим Маше. А вам я подарю альбом, который вы будете дополнять в старшей группе. Надеюсь, наша прогулка вам помогла запомнить кому, какой след принадлежит.
-Я благодарю вас за замечательно проведенное время. (Подарки)
Звучит песня «Следы» из мультфильма «Маша и Медведь», дети выходят.