Светлана Дворник
Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению
План:
1. Понятие «социально-личностная готовность» и ее компоненты.
2. Виды и методы диагностики социально-личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
3. Уровни готовности старшего дошкольника к школе.
Публикация «Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
4. Методы и формы развития интереса старшего дошкольника к школе.
Понятие «личностная готовность»
ЛИЧНОСТНАЯ готовность старшего дошкольника к школе - это осознание ребёнком своих прав и обязанностей, взаимодействия с окружающим миром; готовность ребенка «стать взрослым», принять статус ученика. Новую социальную роль, которая несет в себе определенные обязанности, и требует смены привычной, ни к чему не обязывающей игровой деятельности, на обязательную и оцениваемую учебную).
Критерии личностной готовности ребенка к школе :
отношение к школе (выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома,
отношение к учебной деятельности и к учителям (способность не отвлекаться на посторонние темы, задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку; правильно воспринимать ситуации урока, истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль,
отношение к себе и к окружающим (самооценка достаточно правильная и устойчивая, проявление сочувствия, заботы, активное отношение к событиям жизни);
положительное отношение к другим, умение ориентироваться в эмоциональных переживаниях окружающих и своих собственных, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников, договариваться в конфликтных ситуациях;
умение организовать себя в учебной деятельности, общаться с другими, придерживаясь при этом необходимых правил поведения;
формирование самостоятельности (стремление и умение ребенка решать задачи деятельности независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия; инициатива, творчество – высшая форма проявления самостоятельности).
Социально-личностная готовность старшего дошкольника к школе - это определенный уровень социального развития ребенка на пороге школьного обучения, который характеризуется:
стремлением дошкольника войти в новые условия школьной жизни, принять позицию школьника;
выражается в определенном уровне самостоятельности, позволяющем успешно решать доступные возрасту ребенка практические (связанные с учебной деятельностью) и коммуникативные (общение со сверстниками и взрослыми) задачи;
проявляющемся в положительной самооценке и уверенности в своем будущем.
Критерии социально-личностной готовности :
сформированность внутренней позиции ребенка, его готовность к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей;
определенный уровень развития самосознания, который выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы;
сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.
Комплексный показатель оценки социально-личностной готовности старших дошкольников :
интерес детей к учебно-познавательной деятельности;
наличие мотивации к обучению в школе;
сформированность самооценки и самоконтроля;
положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе, типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный);
активность, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками;
проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.
Мотивация к учению:
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л. И. Божович, 1972).
Внутренняя позиция школьника - это психологическое новообразование, оно возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 лет и представляет собой сплав двух потребностей - познавательной и потребностью общения со взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включится в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательности формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика (Л. И. Божович).
Внутренняя позиция школьника в широком смысле слова определяется как система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»).
Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Группы мотивов, определяющие отношение будущих первоклассников к учению (Божович, Нежнова, В. Д. Шадриков, Бабаева Т. И., Гуткина Н. И., Полякова М. Н. и др.).
Социальные мотивы
Учебно-познавательные мотивы
Оценочные мотивы
Позиционные мотивы
Внешние по отношению к школе и учению мотивы
Игровые мотивы
См. Пед. диагностику часть 1
Мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов, как социальный мотив, познавательный мотив, оценочный мотив. Важно наличие комплекса мотивов при ведущем сильном устойчивом мотиве (познавательном или социальном, чтобы можно было говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе.
Диагностика социально-личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе включает :
мотивационно-эмоциональный компонент (мотивы, отношение к школе,
содержательно-деятельностный (самостоятельность и коммуникативные умения)
регуляторный (самоконтроль, самооценка).
Пример, диагностических методик :
Мотивационно-эмоциональный компонент:
Беседа с детьми о школе (автор Т. И. Бабаева, цель которой выявить мотивационную готовность старшего дошкольника к школе.
Тест «Мотивационная готовность к школе» (Д. В. Солдатова). Цель – оценить какой из трех мотивов – игровой, трудовой или учебный – является у ребенка доминирующим.
Диагностика мотивационной готовности ребенка к школе :
ведущие мотивы учения (социальные, учебно-познавательные, оценочные, позиционные, внешние, игровые мотивы,
отношение к учению (т. е. готовность к принятию внутренней позиции школьника – желание или нежелание учиться в школе,
личностно-значимую деятельность (любимые/нелюбимые виды деятельности, отношение к будущим школьным предметам) у старших дошкольников.
Беседа с детьми. Цель - изучение компонентов мотивационной готовности.
Беседа построена на основе «Стандартной беседы» Т. А. Нежновой, вопросника для выявления особенностей личности дошкольника Т. В. Драгуновой и беседы-интервью Н. В. Елфимовой для выявления мотивации учения младших школьников.
Методика проводится индивидуально с каждым испытуемым и представляет собой список вопросов, которые последовательно задаются дошкольнику.
Вопросы составлены таким образом, что направлены на диагностику трех выделенных показателей мотивации учения:
- отношение к учению (№ 9, 10, 11, 15, 16, 20);
- ведущие мотивы учения (№ 10, 12, 13, 18, 20);
- виды личностно-значимой деятельности и отношение к конкретным занятиям (№ 5—8, 15—18).
Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о ребенке и введении его в ситуацию обследования (№ 1,2, 3).
Анализ детских рисунков на темы «Как мы занимаемся в детском саду» и «Что мы будем делать в школе» (В. Н. Нижегородцева, В. Д. Шадриков).
Цель – выявить отношение к учебной деятельности, определить характер эмоционального отношения детей к школе, проецируемого в рисунках и уровень школьной тревожности. Детям предлагалось выполнить рисунки на темы: «Как мы занимаемся в детском саду» (позволит выявить виды личностно-значимой деятельности детей) и «Что мы будем делать в школе» (рисунок даст возможность определить отношение ребенка к школе). В процессе рисования записывались высказывания детей, их комментарии к рисункам.
В рисунках детей оценивались особенности изображения (цвет, тщательность изображения, преувеличение реальных размеров предметов, использование композиций, орнаментов) и содержательно (количество рисунков на одну из тем, включение познавательной деятельности, какой именно момент отражен на рисунке, отражение содержания занятия, общения с другими субъектами).
Рисунок «Что мы будем делать в школе» позволил определить отношение ребенка к школе и уровень школьной тревожности. Здесь оценивались: цветовая гамма, линии и характер рисунка, сюжет рисунка. За каждый параметр ставились баллы, которые затем суммировались и давали возможность оценить: сложилось ли эмоционально благополучное положительное отношение у ребенка к школе и учению; есть ли тревога по отношению к незнакомой для него ситуации; присутствует ли выраженное нежелание идти в школу, страх перед школой.
Наблюдение за детьми в экспериментальной игре «Урок в школе» (по Широковой Н. А., Жадько Е. Г.).
Цель – определить «внутреннюю позицию школьника» через сюжетно-ролевую игру «Урок в школе».
Используется карта наблюдения за поведением детей в сюжетно-ролевой игре.
Показатели наблюдения:
Критерии сформированности «внутренней позиции школьника» : ребенок стремится принять роль ученика, ожидает положительной оценки со стороны «учителя», использует соответствующую атрибутику для игры (ручки, карандаши, тетради; энциклопедии, учебники и пр., содержание игры сводится к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т. д., проявляет выраженный интерес к игре, стремится к выполнению правил игры, проигрывает игру до конца, активно взаимодействует со сверстниками.
Критериями несформированности «внутренней позиции школьника» : дошкольник стремится к принятию роли учителя, а не ученика, предпочитает игру в перемены, разыгрывает приход и уход из школы, проявляет слабый интерес к игре, нарушает правила игры, прерывает игры, не желает вступать сотрудничать со сверстниками, часто отвлекается на другие виды деятельности и игры.