Папки-передвижки

Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

Светлана Дворник
Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

План:

1. Понятие «социально-личностная готовность» и ее компоненты.

2. Виды и методы диагностики социально-личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

3. Уровни готовности старшего дошкольника к школе.

4. Методы и формы развития интереса старшего дошкольника к школе.

Темочки:

Понятие «личностная готовность»

ЛИЧНОСТНАЯ готовность старшего дошкольника к школе - это осознание ребёнком своих прав и обязанностей, взаимодействия с окружающим миром; готовность ребенка «стать взрослым», принять статус ученика. Новую социальную роль, которая несет в себе определенные обязанности, и требует смены привычной, ни к чему не обязывающей игровой деятельности, на обязательную и оцениваемую учебную).

Критерии личностной готовности ребенка к школе :

отношение к школе (выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома,

отношение к учебной деятельности и к учителям (способность не отвлекаться на посторонние темы, задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку; правильно воспринимать ситуации урока, истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль,

отношение к себе и к окружающим (самооценка достаточно правильная и устойчивая, проявление сочувствия, заботы, активное отношение к событиям жизни);

положительное отношение к другим, умение ориентироваться в эмоциональных переживаниях окружающих и своих собственных, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников, договариваться в конфликтных ситуациях;

умение организовать себя в учебной деятельности, общаться с другими, придерживаясь при этом необходимых правил поведения;

формирование самостоятельности (стремление и умение ребенка решать задачи деятельности независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия; инициатива, творчество – высшая форма проявления самостоятельности).

Социально-личностная готовность старшего дошкольника к школе - это определенный уровень социального развития ребенка на пороге школьного обучения, который характеризуется:

стремлением дошкольника войти в новые условия школьной жизни, принять позицию школьника;

выражается в определенном уровне самостоятельности, позволяющем успешно решать доступные возрасту ребенка практические (связанные с учебной деятельностью) и коммуникативные (общение со сверстниками и взрослыми) задачи;

проявляющемся в положительной самооценке и уверенности в своем будущем.

Критерии социально-личностной готовности :

сформированность внутренней позиции ребенка, его готовность к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей;

определенный уровень развития самосознания, который выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы;

сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Комплексный показатель оценки социально-личностной готовности старших дошкольников :

интерес детей к учебно-познавательной деятельности;

наличие мотивации к обучению в школе;

сформированность самооценки и самоконтроля;

положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе, типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный);

активность, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками;

проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.

Мотивация к учению:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л. И. Божович, 1972).

Внутренняя позиция школьника - это психологическое новообразование, оно возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 лет и представляет собой сплав двух потребностей - познавательной и потребностью общения со взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включится в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательности формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика (Л. И. Божович).

Внутренняя позиция школьника в широком смысле слова определяется как система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу).

Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Группы мотивов, определяющие отношение будущих первоклассников к учению (Божович, Нежнова, В. Д. Шадриков, Бабаева Т. И., Гуткина Н. И., Полякова М. Н. и др.).

Социальные мотивы

Учебно-познавательные мотивы

Оценочные мотивы

Позиционные мотивы

Внешние по отношению к школе и учению мотивы

Игровые мотивы

См. Пед. диагностику часть 1

Мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов, как социальный мотив, познавательный мотив, оценочный мотив. Важно наличие комплекса мотивов при ведущем сильном устойчивом мотиве (познавательном или социальном, чтобы можно было говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе.

Диагностика социально-личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе включает :

мотивационно-эмоциональный компонент (мотивы, отношение к школе,

содержательно-деятельностный (самостоятельность и коммуникативные умения)

регуляторный (самоконтроль, самооценка).

Пример, диагностических методик :

Мотивационно-эмоциональный компонент:

Беседа с детьми о школе (автор Т. И. Бабаева, цель которой выявить мотивационную готовность старшего дошкольника к школе.

Тест «Мотивационная готовность к школе» (Д. В. Солдатова). Цель – оценить какой из трех мотивов – игровой, трудовой или учебный – является у ребенка доминирующим.

Диагностика мотивационной готовности ребенка к школе :

ведущие мотивы учения (социальные, учебно-познавательные, оценочные, позиционные, внешние, игровые мотивы,

отношение к учению (т. е. готовность к принятию внутренней позиции школьника – желание или нежелание учиться в школе,

личностно-значимую деятельность (любимые/нелюбимые виды деятельности, отношение к будущим школьным предметам) у старших дошкольников.

Беседа с детьми. Цель - изучение компонентов мотивационной готовности.

Беседа построена на основе «Стандартной беседы» Т. А. Нежновой, вопросника для выявления особенностей личности дошкольника Т. В. Драгуновой и беседы-интервью Н. В. Елфимовой для выявления мотивации учения младших школьников.

Методика проводится индивидуально с каждым испытуемым и представляет собой список вопросов, которые последовательно задаются дошкольнику.

Вопросы составлены таким образом, что направлены на диагностику трех выделенных показателей мотивации учения:

- отношение к учению (№ 9, 10, 11, 15, 16, 20);

- ведущие мотивы учения (№ 10, 12, 13, 18, 20);

- виды личностно-значимой деятельности и отношение к конкретным занятиям (№ 5—8, 15—18).

Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о ребенке и введении его в ситуацию обследования (№ 1,2, 3).

Анализ детских рисунков на темы «Как мы занимаемся в детском саду» и «Что мы будем делать в школе» (В. Н. Нижегородцева, В. Д. Шадриков).

Цель – выявить отношение к учебной деятельности, определить характер эмоционального отношения детей к школе, проецируемого в рисунках и уровень школьной тревожности. Детям предлагалось выполнить рисунки на темы: «Как мы занимаемся в детском саду» (позволит выявить виды личностно-значимой деятельности детей) и «Что мы будем делать в школе» (рисунок даст возможность определить отношение ребенка к школе). В процессе рисования записывались высказывания детей, их комментарии к рисункам.

В рисунках детей оценивались особенности изображения (цвет, тщательность изображения, преувеличение реальных размеров предметов, использование композиций, орнаментов) и содержательно (количество рисунков на одну из тем, включение познавательной деятельности, какой именно момент отражен на рисунке, отражение содержания занятия, общения с другими субъектами).

Рисунок «Что мы будем делать в школе» позволил определить отношение ребенка к школе и уровень школьной тревожности. Здесь оценивались: цветовая гамма, линии и характер рисунка, сюжет рисунка. За каждый параметр ставились баллы, которые затем суммировались и давали возможность оценить: сложилось ли эмоционально благополучное положительное отношение у ребенка к школе и учению; есть ли тревога по отношению к незнакомой для него ситуации; присутствует ли выраженное нежелание идти в школу, страх перед школой.

Наблюдение за детьми в экспериментальной игре «Урок в школе» (по Широковой Н. А., Жадько Е. Г.).

Цель – определить «внутреннюю позицию школьника» через сюжетно-ролевую игру «Урок в школе».

Используется карта наблюдения за поведением детей в сюжетно-ролевой игре.

Показатели наблюдения:

Критерии сформированности «внутренней позиции школьника» : ребенок стремится принять роль ученика, ожидает положительной оценки со стороны «учителя», использует соответствующую атрибутику для игры (ручки, карандаши, тетради; энциклопедии, учебники и пр., содержание игры сводится к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т. д., проявляет выраженный интерес к игре, стремится к выполнению правил игры, проигрывает игру до конца, активно взаимодействует со сверстниками.

Критериями несформированности «внутренней позиции школьника» : дошкольник стремится к принятию роли учителя, а не ученика, предпочитает игру в перемены, разыгрывает приход и уход из школы, проявляет слабый интерес к игре, нарушает правила игры, прерывает игры, не желает вступать сотрудничать со сверстниками, часто отвлекается на другие виды деятельности и игры.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Занятие по адаптации первоклассников к школьному обучениюЗанятие по адаптации первоклассников к школьному обучению Приветствие. 1. Передача рукопожатий по кругу. Упражнение «Искорка». Дети берутся за руки, по кругу передают рукопожатия и улыбаются соседу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению
Опубликовано: 26 января 2022 в 11:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дворник (УИ 74032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД