Наталья Волкова
Развитие игровой деятельности средствами макетирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие игровой деятельности средствами макетирования
Цель: Показать возможности развития игры в ДОУ, используя макеты.
Задачи:
1. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования;
Публикация «Развитие игровой деятельности средствами макетирования» размещена в разделах
2. Способствование самостоятельному выбору детьми художественных материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла в процессе изготовления макета;
3. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей с макетами;
4. Обучение детей придумыванию новых сюжетов;
5. Развитие мелкой моторики рук;
6. Развитие у детей чувства пропорции, гармонии цвета, композиции и ритма, художественного вкуса.
Что может быть для дошкольника интереснее игры?
Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни.
О значении игры в жизни ребёнка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего развития и воспитания, и радость, и познание, и творчество.
Играя, ребёнок учиться осуществлять поиск, мыслить и творить.
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности:
Играя, ребёнок учиться - эмоционально вживаться в сложный мир взрослых, переживать жизненные ситуации, как свои собственные, понимать смысл действий и поступков. Уважать себя и верить в себя.
Игра – это арена детских успехов и достижений, предоставляющая возможность ставить и решать собственные задачи. В игре ребёнок учиться свободно выражать свои чувства, переживать эмоции – радость, восхищение, гнев, тревогу, беспокойство.
В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, умения и навыки, активизируется словарь, развивается любознательность, а так же нравственный качества: сопереживание, выдержка, смелость, умение уступать. У ребёнка формируется навыки коллективизма. Ребёнок в игре осваивает опыт человеческой деятельности, изображает то, что он видел, чувствовал, пережил. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. Для ребёнка – игра - это способ самореализации, в игре он становиться тем, кем мечтает стать в реальной жизни :врачом, водителем, лётчиком или просто «мамой»
В игре развивается воображение. Например, из цветка ромашки можно приготовить кукле яичницу, из песка –наварить каши, палочкой сделать укол, обычный круг использовать вместо руля. Ребёнок в игре словно забывает о действительности, искренне верит, что кукла – живая, мишке больно, если его взять за ухо, а сам он – настоящий летчик или капитан.
Для дошколят игра имеет огромное значение. Это и труд, и учёба, и серьёзная форма воспитания, и способ познания окружающего мира. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает социальный опыт.
Игра является средством всестороннего развития ребёнка. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит – человек творческий!
Макет – средство познавательно-речевого развития детей.
Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети сравнивают, описывают, повествуют о различных явлениях и объектах природы. При составлении макета происходит развитие доказательной речи детей. Дошкольники учатся рассуждать, а значит, развивается логическое мышление, развивается словарь и выразительность речи.
Работа с различным материалом активизирует мелкую моторику рук. С помощью макета в группе создаётся специальная игровая среда для закрепления знаний по лексическим темам. Коллективный макет способствует развитию коммуникативных навыков.
В процессе работы над макетом дети закрепляют такие понятия, как пространство, количество, размер, цвет и др. Создаются условия для сенсорного развития : работа с разной фактурой, качеством, формой материала.
Родители — активные участник создания макетов. Вместе с детьми родители собирают природный и бросовый материал, придумывают сюжет, игровые ситуации.
Макетирование создает благоприятные условия для активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Играя с макетами дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края или какой –либо другой местности, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений.
Макеты имеют разную тематику, но в процессе их изготовления одновременно решается несколько задач
закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
активизация лексического словаря;
развитие монологической и связной речи;
развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
формирование навыков сочинительства;
развитие общей и мелкой моторики рук;
формирование творческих способностей;
воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков;
умения работать в коллективе.
В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Подводя итоги, следует отметить, что макет-это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов. У детей значительно повышается познавательный интерес, что положительно сказывается на развитие творческого мышления и способствует интеллектуальному развитию дошколят!
Таким образом – использование универсальных игровых макетов способствует развитию общей культуры, нравственному, патриотическому, эстетическому, трудовому воспитанию детей, что позволяет решать задачи всех образовательных областей, представленных в Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте.
Уверена, макетирование займёт достойное место в процессе творческой деятельности детей в дошкольном учреждении!