Пуштарекова Елена Андреевна
Проектно-исследовательская деятельности в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС до
Выступление на педагогическом совете на базе СП МАОУ Исетской СОШ №1 Рафайловский детский сад «Солнышко».
ТЕМА «Проектно-исследовательская деятельности в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО».
Подготовила: воспитатель
Пуштарекова Елена Андреевна.
Март – 2019 г.
С выходом нового Федерального закона (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» - дошкольное образование является первым уровнем общего образования граждан Российской Федерации. Поэтому, условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Зачастую дети обладают большим количеством информации и знаний, но приобретают их бессистемно. В таких условиях долг воспитателя-помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать её в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольника, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельности в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Тема эта весьма актуальна по ряду причин. Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В настоящее время дошкольное образование, переживает большие перемены и это требует от воспитателя менять свои методы и формы проведения непосредственно образовательной деятельности.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процесса, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
В условиях перехода к ФГОС дошкольного образования требуется использование системно - деятельностного подхода к проведению образовательного процесса, активизация познавательной деятельности детей, поэтому проектно - исследовательская деятельность детей претендует на ведущую роль в период дошкольного развития.
Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Для этого нужно использовать алгоритмы проектно - исследовательской деятельности
• Выбор темы и объекта проектно – исследовательской деятельности
• Определение времени проведения проекта
• Предварительная работа по изучению теории вопроса
• Определение цели и задачи исследования
• Выдвижение гипотезы и прогнозирование результата
• Закрепление правил безопасности
• Проведение исследовательской работы
• Обобщение результатов
Главная цель любой проектно – исследовательской деятельности – это подведение детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Роль воспитателя в проектно – исследовательской деятельности детей
• Воспитатель организует познавательную, коммуникативную и исследовательскую деятельность детей
• Педагог дает ребенку возможность самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждения (Я могу сам) или тактично направить деятельность ребенка в нужное русло
• Воспитатель выступает в роли партнера ребенка
• Воспитатель должен побуждать детей к анализу и самоанализу, чтобы снять у детей страх перед ошибкой, научить детей воспринимать неудачу. Каждый неправильный ответ должен не огорчать ребенка, а служить стимулом к поиску другого ответа.
• Воспитатель должен так организовать педагогический процесс, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям определённой группы детей или конкретного ребенка и способствовал формированию личности.
Положительный результат в развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного - возраста можно достичь при систематичности и планомерности проведения проектно – исследовательской деятельности.