Вера Апарина
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО
-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО». Наш педсовет будет проходить в форме деловой игры.
Антуан де Сент-Экзюпери сказал:
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.
«Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации поисково-исследовательской деятельности.
Дети дошкольного возраста – маленькие исследователи. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и исследовательская деятельность соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте она является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния исследования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.
2. Аналитическая справка по итогам открытых мероприятий и тематического контроля.
Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской деятельности через деловую игру «Украсим елочку». Правила участия в деловой игре:
- умение слушать других;
- выработка общего решения вопроса;
- принимать активное участие в игре;
- соблюдать культуру речи и тактичность;
- придерживаться регламента;
Уважаемые педагоги, разделитесь на две команды придумайте название.
1 Задание: Вопросы – ответы (на обдумывание 30 сек)
Синие билеты Зелёные билеты
Что является объектом познания детей дошкольного возраста?
Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы Что первично, причина или следствие?
Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины
Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.
Аквариум – «исследовательская лаборатория» : плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет
Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации
Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию.
Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры. Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.
Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание
Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?
Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый
Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство)
Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.
Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.
Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания
2 задание: Объяснялки
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
2. Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах (Океанолог)
4. Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить. (Вулканолог)
3 Задание Давайте подумаем
Проблемная ситуация «Как понюхать воздух?»
Решение проблемы
На столе в вазочку поставили букет цветов. Прошло несколько минут, и вся комната наполнилась душистым запахом. Это невидимка – воздух разнёс по комнате крошечные капельки пахучего вещества, которое выделяется из цветов.
Сам воздух ничем не пахнет, но он, словно губка, впитывает в себя разные запахи, и тогда, понюхав его, можно узнать, где побывал наш невидимка.
Проблемная ситуация.
К детям пришла кукла Катя и попросила завязать ей бантик из бумажной ленты.
Как вы думаете, получится из бумажной ленты бантик или нет?
Решение проблемы
Воспитатель начинает завязывать бант из бумажной ленты, сильно тянет за концы так, чтобы лента порвалась.
- Что произошло с лентой? (Она порвалась)
- Почему порвалась бумажная лента? (Сильно потянули, другие предложения детей)
- Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная, она рвётся.
Воспитатель и дети предлагают кукле Кате завязать бант из капроновой ленты.
4 задание: Разработать план экспериментальной деятельности по ознакомлению детей со свойствами бумаги - дерева (по билету) и провести его с соперниками. План должен включать:
1. Цель и задачи экспериментальной деятельности
2. Материал и оборудование.
3. Простейшие опыты с материалом.
4. Обобщение знаний детей.