Екатерина Попова
«Первые шаги по музею». Проект под творческим названием «История Тамбовского быта»
▼ Скачать
Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней, Вспоминай их добрым словом. Слава им, борцам суровым! Слава русской старине! Времена теперь другие, Как и мысли и дела. Далеко ушла Россия. От страны, какой была. Умный, сильный наш народ. Свою землю бережет, а преданья старины. Забывать мы не должны!
Тема проекта : «Первые шаги по музею»
Творческое название : «История Тамбовского быта»
Автор проекта : воспитатель Попова Екатерина Геннадьевна
Участники: воспитатель группы, воспитанники, родители, краеведы музея.
Публикация «„Первые шаги по музею“, Проект под творческим названием „История Тамбовского быта“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Тамбовская область, Тамбов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38
Гипотеза:
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Аннотация проекта :
Данный проект направлен на формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему. Является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Цель:
Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Для достижения данной цели определены
следующие задачи:
• Пробудить интерес к истории и культуре России.
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
• Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
• Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
• Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
• Сформировать чувство национального достоинства.
• Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой
• Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, основы исторической культуры, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, и т. д.).
• Приобщить детей и их родителей к истории родного города, заинтересовать родителей и вызвать желание совместного сотрудничества.
Актуальность
• Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
• Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:
• - утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
• - исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;
• - забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.
• Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?
• Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
• Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта.
• Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной глубиной.
Учебные предметы:
• ознакомление с окружающим миром
• Занятия познавательного цикла
• ознакомление с художественной литературой
• мир искусств и художественная деятельность
• речевое развитие
• мир музыки
Мероприятия:
• посещение краеведческого музея города;
• проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица);
• изучение краеведческой литературы о жизни и быте края; -организация выставки фотографий и открыток»;
• шитьё для кукол русских народных костюмов;
• сбор и систематизация русских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского народа: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине и т. д. ;
• проведены анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня знаний, диагностика.
• создание уголка прикладного искусства в каждой возрастной группе и мини-музея «Горница».
Объект исследования
Процесс нравственного совершенствования и личностного развития детей в результате патриотического воспитания дошкольников через приобщения к историческому наследию.
Предмет исследования
Влияние патриотического воспитания на духовность ребенка и как следствие раскрытие его индивидуальности.
Этапы исследования
1 Подготовительный:
Формулировка цели, задач, методов. Изучение научно-педагогической литературы.
2 Внедренческий:
Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию с детьми.
Комплекс занятий и мероприятий по ознакомлению дошкольников с историей быта. Создание в группе «мини-музея» и систематическое его обновление.
3 Заключительный:
Итоговая диагностика уровня познавательного развития детей.
Обработка результатов.
Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры:
• Работа по приобщению детей к народной культуре должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.
• Работа должна строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.
• Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.
• Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.
Предполагаемые результаты:
• Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и народным традициям россиян.
• Развитие познавательной активности, любознательности.
• Сформированность чувств национального достоинства.
• Оказание помощи родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.
• Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.
• Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
Информационные ресурсы:
1. Князева О. Л. Маханева М,Д, Приобщение детей к стокам русской народной культуры С-П. -2002
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада СПб. : Детство-пресс, 2004
3. Энциклопедия Тамбовской области 2004г., книга Муравьева.
4. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005г.
5. www.gumer.info/bibliotek_Buks/History.