Алена Владимировна
Конспект занятия по формированию у детей среднего дошкольного возраста интереса к бережному отношению к зимующим птицам
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта «Покормите птиц зимой»
Тема проекта Формирование у детей среднего дошкольного возраста интереса к бережному отношению зимующих птиц
Автор проекта Майкова Алена Владимировна, воспитатель средней группы «Цветочный городок»
Место реализации проекта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кугесьский детский сад «Крепыш» Чебоксарского района
Чувашской Республики
Публикация «Конспект занятия по формированию у детей среднего дошкольного возраста интереса к бережному отношению к зимующим птицам» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Проблема, на решение корой направлен проект Не у всех детей средней группы имеются знания о зимующих птицах, об их особенностях; не у всех детей имеются точные представления о том, как мы можем помочь зимующим птицам и какие предметы нам необходимых для этого
Цель проект Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.
Задачи проекта 1. Познакомить детей с зимующими птицами нашего края.
2. Развивать у детей умение составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
3. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь в трудных зимних условиях.
4. Повышать компетентность родителей по вопросу формирования у бережного отношения к зимующим птицам.
Участники проекта Воспитанники средней группы, Воспитатель группы, Родители воспитанников средней группы
Сроки реализации проекта Краткосрочный
Ожидаемые результаты 1. Дети знают, что птица бывают разных видов : зимующие (снегирь, воробей, синица, ворона) и перелетные птицы (ласточка, стриж, кукушка, грачи.)
2. Воспитанники могут описать птиц, глядя на иллюстрации, выделить отличительные признаки их внешнего вида и характерные черты их поведения.
3. Дети понимают, насколько сложно птицам в суровое время года, что помочь выжать птицам могут только люди.
4. Повышать компетентность родителей по вопросу формирования у бережного отношения к зимующим птицам.
4. Родители знакомы с направлениями работы по формирования у бережного отношения к зимующим птицам. Активно взаимодействуют с воспитателями по ознакомлению ребенка с зимующими птицами : рассказывают, читают литературу, беседуют, формируют интерес к данной теме.
Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников отражена в мудром народном изречении – «Без труда нет добра». «Добро» в народном понимании – это не столько создание трудовыми усилиями реальные продукты, сколько (и это главное) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру.
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с природой. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с природой, пользуется ее результатами.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Покормим птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы.
Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются, с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.
В нашем регионе ориентировочно 250 обликов птиц, почти все из их с пришествием морозов улетают в теплые края, впрочем в пределах 50 обликов остаются зимовать на родине. По нашим исследованиям в Чебоксарском регионе зимой более нередко видятся эти птицы как белоспинный дятел, воробей, ворон, синица, снегирь и во 2 половине зимы – дрозд. Мороз данным птицам не страшен, вследствие того собственно что у птиц довольно страстная кровь. Им страшен аппетит. В следствие этого птиц надобно кормить. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Актуальность данной темы и проблемы послужила разработке проекта «Покормите птиц зимой».
Занятие с детьми
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.
Ход занятия:
Вводная беседа
(На мольберте силуэт зимнего дерева и силуэты зимующих птиц.)
Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Птицы» В. Берестова.
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром!» - написали
Непоседы-воробьи.
Кто рассыпал на снегу
Длинные цепочки?
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
Воспитатель приглашает детей к дереву и предлагает рассмотреть птиц.
Беседа по вопросам
- Какие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке?
- Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и рассказать, как выглядит каждая птица, какого цвета оперенье на голове, туловище, крылышках, хвостике, вспомнить, какую песенку эта птица поет.
Рассказы детей. (Воспитатель дополняет и уточняет их.)
Воспитатель спрашивает у детей, почему эти птицы круглый год живут у нас.
- Легко ли птицам добывать корм зимой?
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Рассказ воспитателя
Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.
Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба.
Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо.
Вороны – всеядные птицы.
Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи.
Зимующие птицы не опасаются холодов и умудряются промышлять ему двигаюсь в том числе и в самую прохладную погоду. Они ищут насекомых, спрятавшихся в трещинки коры, в щели жилищ и заборов, ищут плоды и семечки лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегов, метелей и мощных холодов птицы гнедоедают и в том числе и гибнут. Они прилетают к нашим домам за поддержкой. И мы с вами обязаны посодействовать протянуть зиму пернатым приятелям.
Физкультминутка
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Дидактическая игра «Что за птица?»
Воспитатель загадывает загадки о птицах. Птица-отгадка прикрепляется к кормушке, где ей приготовлен корм. В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать корм, который предпочитает каждая птица.
Итог занятия
Занятие заканчивается стихотворением «Покормите птиц зимой» А. Яшина