Анастасия Цайтлер
Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) как средство поддержания имеющихся жизненных компетенций
▼ Скачать + Заказать документы
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания
«Психоневрологический интернат №3»
Тема проекта: «Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга, как средство поддержания имеющихся жизненных компетенций и улучшение качеств жизни у ПСУ через изодеятельность»
Автор:
Анастасия Николаевна Цайтлер,
воспитатель 3 и 10 отделений
«Формирование позитивных интересов: это когда воспитатель находит повод для радости своих подопечных»
Паспорт проекта
Формирование позитивных интересов: это когда воспитатель находит повод для радости своих подопечных
Публикация «Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) как средство поддержания имеющихся жизненных компетенций» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
База: «Психоневрологический интернат №3»
Участники проекта: Получатели социальных услуг (далее ПСУ или подопечные) ТМНР УО (врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма и с разной степенью умственной отсталости, в возрасте от18 до 40 лет, проживающих в ПНИ№3, воспитатель.
Вид проекта: долгосрочный.
Интеграция с услугами, оказываемые ПСУ.
- «Формирование позитивных интересов (тематические развлечения: праздники, концерты, показы спектаклей и др.)»;
- «Организация досуга (в том числе сопровождение на социокультурные мероприятия)»;
- «Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным Социально-педагогическим планом (сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность и пр.)».
Формирование позитивных интересов – это приобщение и обеспечение информацией о различных сферах деятельности ПСУ к различным сферам деятельности, в том числе творческой (досуг, декоративно-прикладное искусство, народной и музыкальное творчество и т. д. ,
обеспечение информацией о различных
Актуальность проекта.
Проблема помощи получателям социальных услуг (в дальнейшем ПСУ, людям с ограниченными возможностями, приобрела в последние годы особую актуальность. В коммуникативной деятельности ПСУ стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. В условиях модернизации образования актуальным становятся вопросы воспитания ПСУ с ограниченными возможностями здоровья. Важным условием поддержание имеющихся жизненных компетенций и улучшение качеств жизни ПСУ является успешное включение ПСУ в социальное пространство, с максимальным учетом их особых возможностей и потребностей.
Одним из способов решения данной проблемы является формирование позитивных интересов. Очень часто люди, читающие перечень социальных услуг, оказываемых в нашем интернате, задают вопрос: что это за услуга такая - «формирование позитивных интересов»? Попробуем разобраться.
Предлагаю рассмотреть «Формирование позитивных интересов» как средство художественно-эстетической реабилитации ПСУ в нашем интернате. Процесс ознакомления с разными видами искусства, с окружающим нас миром, который нацелен на поддержание навыков любви к прекрасному, обогащению духовного мира, развитию воображения, коммуникативных навыков, эстетических чувств в отношении к окружающему миру.
Основное направление в данной области – «Художественное -эстетическое творчество», цель которого –приобщение ПСУ к созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности ПСУ с ТМНР УО должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям. Содержание работы в данной области тесно связано с задачами социальнокоммуникативного развития
Основание проекта
Правовые, ныне действующие, основы оказания
социально-педагогических услуг
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими реабилитационное направление деятельности учреждения, являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая «Декларация прав человека»;
- Федеральный закон от 28.12.2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
- Закон Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 20.08.1992г. № 33 ст. 1913);
Создание предметно-развивающей среды.
Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: оборудован кабинет, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель, краски акварельные, акриловые краски, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин и пр.
Ожидаемые результаты.
- Формирование у ПСУ представлений о нетрадиционных способах рисования и работы с бумагой и пластилином.
- Владение ПСУ простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
- Умение подопечных самостоятельно применять нетрадиционные техники в изодеятельности.
- Повышение компетентности коллег в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, (в совместных творческих проектах (воспитатель – психолог, социальный педагог, мастер-класс, семинары и пр.).
Практическая значимость проекта.
- Организация выставок творческих работ на базе интерната, муниципальном и областном уровне.
-Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.
- Моделирование новых форм взаимодействия с психологами, социальными работниками, родителями по вопросам поддержания навыков и развития творческих способностей.
-Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности в развитии художественно -эстетического творчества.
Цель проекта: - Поддержание имеющихся жизненных компетенций и улучшение качеств жизни у ПСУ через формирование позитивных интересов в условиях ПНИ.
Задачи:
1. Предметные:
- познакомить ПСУ с творчеством великих художников разных времён;
- дать возможность ПСУ проявлять творческие способности в рисовании, лепке, аппликации, конструировании и других видах творческой деятельности.
2. Познавательные:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу на данную тему;
- предоставить возможность ПСУ научиться добывать знания о технологии рисования, лепки и пр. ;
- познакомить ПСУ с творчеством великих художников разных времён;
- предоставить возможность ПСУ развить интерес к различным видам искусства (изобразительное, декоративно-прикладное, архитектура и пр.).
3. Регулятивные:
- предоставить возможность ПСУ работать как по предложенной воспитателем последовательности выполнения поделки, так и самостоятельно.
4. Коммуникативные:
- ПСУ получат возможность слушать и понимать устные высказывания собеседника;
- ПСУ получат возможность обогатить свой словарный запас; использовать устную речь.
5. Личностные:
- ПСУ получат возможность повысить свой уровень творческой деятельности;
- получат возможность сохранять память, внимание; развивать мелкую моторику.
- ПСУ получат возможность овладеть техникой рисования, лепки и пр.
-помочь в создании устойчивой связи между участниками проекта.
Для ПСУ, проживающих в ПНИ, для поддержания навыков в работе с бумагой (аппликация, оригами, в лепке, конструировании и рисовании, для накопления опыта, проводятся занятия по изодеятельности, на которых используются различные техники и методики. ПСУ знакомятся с различными техниками нетрадиционного рисования (агашка, эбру, рисование ладошкой, рисование пальчиками, печать различными материалами, кляксография, монотипия, граттаж и др., в работе с пластилином ПСУ используют различных техниках лепки (скульптура, рельеф, модульная лепка, в работе с бумагой (оригами, айрис фолдинг, кинусайга и пр.). Для ПСУ, не имеющих определенных умений и навыков в изобразительной деятельности используются печатные техники (акватипия, диатипия, трафарет, пейзажная монотипия, и др.)
Этапы реализации проетка
Этапы реализации
1 этап
подготовительный
Изучение литературы по теме.
Изучение проблемы. Выступление на педсовете, семинаре и пр.
Организация работы и создание творческой группы «Путь к волшебству».
Экскурсии в «Русский музей», «Эрмитаж» музей-усадьба П. П. Чистякова и пр.
Разработка методического обеспечения,
подбор диагностического материала (смотри приложение1)
Консультация «Изодеятельность как средство лечения души». Ответственный: воспитатель
Время проведения: Сентябрь-октябрь
2 этап
основной
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования (агашка, эбру, рисование ладошкой, рисование пальчиками, печать различными материалами, кляксография, монотипия, граттаж и др.)
Беседа на заданную тему.
Работа с пластелином (скульптура, рельеф, модульная лепка)
Беседа на заданную тему.
Работа с бумагой и природным материалом (аппликация, айрис фолдинг, оригами и пр.)
Беседа на заданную тему.
Индивидуальная работа с ПСУ (ТУО, ГУО) - печатные техники (акватипия, диатипия, трафарет, пейзажная монотипия, и др.)
Работа по запросу ПСУ
Оформление выставок поделок и рисунков «Сказка своими руками», «Я вижу музыку», «Дом, в котором я живу», и пр.
Мастер – класс «Изготовление куклы для театра «Бибабо».
Оформление буклетов, памяток для педагогов по теме: «Изодеятельность как средство поддержания имеющихся жизненных компетенций и улучшение качеств жизни у ПСУ через».
Участники: Подопечные
Время проведения: Ноябрь-март
Ответственный: воспитатель
3 этап
заключительный
Анализ созданных педагогических условий для занятий по изодеятельности.
Мастер-классы «Рисую музыку» рисование в технике эбру (рисование на воде)», «Работа с бумагой в технике айрис фолдинг», кинусайга, «Пластелиновый налеп «Ваза с цветами»
Квест игра «В поисках красок».
Участники: Подопечные, педагоги, психологи
Время проведения: Апрель-май
Ответственный: воспитатель
Результаты обследования.
Опираясь на данные обследования подопечных с различной степенью ментального развития, которые продолжали знакомиться с нетрадиционными способами рисования, работы с бумагой и пластилином, можно сказать, что работа по данному направлению позволила значительно улучшить качества жизни у ПСУ через формирование позитивных интересов в условиях ПНИ. Заметно улучшили показатели: у подопечных наблюдается интерес к различным видам изодеятельности в нетрадиционных техниках, они с удовольствием пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.
Низкий уровень в начале года объясняется, чаще, всего недостаточным владением техническими навыками и умениями, восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выраженно и проявлялось только при активном побуждении воспитателя.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия ПСУ. А поскольку изодеятельность является источником хорошего настроения человека, то следует поддерживать и
В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:
- На отделении организованы выставки работ подопечных по нетрадиционным способам рисования;
- УПСУ сформировались устойчивые знания и практические умения по данным видамизодеятельности;
- Развит интерес к изобразительному искусству;
- Благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта установились партнерские взаимоотношения между подопечными, психологом и педагогами других отделений.
Выводы:
Данный проект помог поддержать у подопечных познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов в изодеятельности, что безусловно помогло в поддержании имеющихся жизненных компетенций и в улучшение качеств жизни подопечных через формирование позитивных интересов в условиях ПНИ.
Коллеги стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у подопечных с разным ментальным развитием с использованием нетрадиционных техник рисования, работы с бумагой и пластилином.
Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам в изодеятельности, узнать что-то новое, пополнить свою методическую копилку новыми материалами и пособиями. Я не буду останавливаться на достигнутом и дальше буду продолжать эту интересную работу и достигать новых вершин