Лариса Барсукова
Проект «Буккроссинг как средство приобщения дошкольников к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
«Буккроссинг как средство приобщения дошкольников к чтению»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Космос» г. Волгодонска
(МБДОУ ДС «Космос» г. Волгодонска)
Автор проекта: Барсукова Л. И
Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению».
Проблема: снижение интереса к чтению у современных детей; необходимость формирования читательской компетенции у дошкольников с учётом современных реалий.
Актуальность.
Публикация «Проект „Буккроссинг как средство приобщения дошкольников к чтению“» размещена в разделах
- Буккроссинг в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Несколько лет назад появился такой термин как буккроссинг. Что же это такое? Это своеобразная, необычная библиотека, в которой нет сотрудников, потому что их функции выполняют любители чтения.
Прочитанные книги оставляют в специально оговоренных местах для того, чтобы ими смогли воспользоваться другие последователи этого удивительного движения.
В современном мире высоких технологий бумажные книги заменяются гаджетами. Зачем же читать бумажные книги? А ведь каждая книга — это практически «живое» существо, которое имеет душу. Согласитесь, ничем не заменить шорох перелистываемых страниц, незабываемый запах типографской краски, необыкновенные ощущения, когда дотрагиваешься до бумажных листочков. Но когда книгу не читают, то она теряет свои привлекательные свойства и тепло, становится просто обычной бумагой. И для того чтобы книги не пылились на полке, а жили, попадали в руки новых читателей, мы запустили проект «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению».
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться. Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка.
Задача взрослых –приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.
С помощью чтения книг можно развить у ребёнка:
• умение говорить и мыслить;
• умение познавать и делать умозаключения;
• память, внимание, воображение;
Опрос родителей: «Роль книги в воспитании детей». Анкетирование с целью определения места и значения книги в жизни и развитии ребенка и получение представления об организации домашнего чтения.
Анкетирование родителей по данной проблеме показал, что не все родители читают детям книги.
Чаще читают по инициативе ребенка. В родителях библиотека видит своих союзников в приобщении ребят к чтению. Именно семья формирует фундамент мировосприятия человека, образа жизни, ценностных ориентиров.
Многие родители выразили пожелания в пополнении фонда библиотеки. Попросили больше проводить беседы с детьми о важности и ценности печатных книг и правила обращения с книгой.
Оказать помощь в привитии любви к чтению ребёнка посредством проведения познавательных и литературных мероприятий. Родители пожелали работникам чаще проводить тематические встречи с детьми. Оказывать помощь в подборке литературы.
Чаще организовывать экскурсии в библиотеку, мероприятия и презентации книг.
Таким образом, родители солидарны с мнением, что книга несет все самое доброе и хорошее, а именно: развивает память, мышление, расширяет кругозор ребенка, способствует познанию мира, учит думать, размышлять, даёт знания, чтение хороших книг воспитывает Человека. Но, не все родителю могут уделить достаточно времени для совместного чтения. Поэтому, чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению и дальнейшему развитию речевой активности детей, необходимо расширить работу с родителями по данной теме.
Возрождение традиции чтения в кругу семьи.
Семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи
Современные родители часто жалуются на плохое поведение детей: не слышат, не внимательны, неусидчивы, а также на тревожность, логопедические проблемы: поздно появилась речь, не читает, ошибки в письме, трудности с учебой в целом.
Что может помочь родителям правильно развить ребенка? Семейное чтение.
Семейное чтение – это чтение вслух по очереди каждым членом семьи (по возрастной возможности).
Семейное чтение дает живое общение, мимику, эмоции, передачу социального опыта.
Совместное чтение очень благотворно и при этом бюджетно: требуется меньше времени по сравнению с другими видами семейного общения и взаимодействия, например, прогулками, а польза несравненно больше. Хотя, конечно, прогулки исключать нельзя.
Самое главное – положительный эмоциональный настрой родителей и их личное желание разобраться в сюжете, проанализировать его, перенести на свой опыт, поделиться с ребенком.
Если эти критерии присутствуют, то выбрать можно любую интересную всем членам семьи книгу. Важно, чтобы она подходила по возрасту ребенку, сюжет был бы ему интересен, присутствовали бы реалистичные и красивые картинки, если ребенок дошкольник
Пол ребенка определяет его личные предпочтения. Например, мальчикам более интересны книги про действия и достижения, героичность и победу. Девочек заинтересует что-то более нежное принцессы и их приключения.
Любой выбор ребенка информирует родителей о том, что происходит в его внутреннем мире. Через книги ребенок получает недостающий ему социальный опыт и взрослеет. Сейчас это чаще происходит через мультфильмы, но книги эффективнее, они дают живое общение. Запрещать ребенку читать то, что интересует именно его, значит запрещать ему жить и проявлять интерес вообще.
Консультации для родителей «Путешествие книг или буккроссинг"
Идея буккроссинга довольно проста –
«Прочитал книгу сам – передай другому»
Буккроссинг (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг"или книговорот — хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу. Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её в общественном месте (парк, кафе, поезд, станция метро, для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот в свою очередь должен повторить это же действие. Слежение за «путешествием» книги осуществляется через специальные странички в сети.
Оказывается, буккроссинг очень интересная вещь! Да не просто вещь, а целое социальное движение, которое так сильно мне понравилось, что я решила им с вами поделиться.
Купив и прочитав книгу каждый человек, по обыкновению, тут же ставит ее на видную полку, чтобы перечитать «когда-нибудь» снова. Или дает друзьям, а может родственникам, если книга хорошая и оставила у него неизгладимое впечатление. Пожалуй, с приходом своих электронных наследников, книги стали все реже появляться в квартирах, а когда они есть, то очень часто бесполезно пылятся и занимают место.
И вот, одному человеку по имени Рон Хорнбекер однажды пришла в голову отличная мысль: а что если все люди начнут оставлять ненужные им книги, обозначенные особым образом, в общественных местах и сообщать об этом друг другу через Интернет? В 2001 году автор идеи оставил 20 книг в одном из отелей, в этих книгах были записки и ссылки на его сайт. Уже через полгода на сайте поселилось около 300 активных участников, и с этого момента буккроссинг стал потихоньку распространяться во всем мире.
Люди оставляют ненужные книги с записками, и интернет-ресурсы, которые помогают эти книги найти. В записках указывается, что данная книга участвует в буккроссинге, а так же просьба о регистрации на сайте и передаче книги далее таким же образом после прочтения. Все книги передаются бесплатно.
Буккроссинг – новое увлечение продвинутых людей!
Идея буккроссинга довольно проста –
«Прочитал книгу сам – передай другому»
Дорогой друг!
Предлагаем принять участие
в детсадовском буккроссинге
"Путешествие книг".
Нужно принести на «Волшебную полочку» группы №1 «Фантазеры» любую книгу по теме русских народных сказок.
В книгу просим вложить небольшое письмо о том, чья это книга, кем и когда прочитана и тому подобное.
Будьте готовы к тому, что расстаётесь со своей книгой навсегда, так вы её «отпускаете», а также к тому, что какая-то, очень понравившаяся книга, останется у вас,но взамен оставшейся у вас, необходимо принести на полочку другую русскую народную сказку.
Приобщение детей и родителей к регулярному посещению библиотеки.
Детство всегда с надеждой смотрит в будущее. Наши дети ждут, чтобы мы помогли им найти путь, который, может быть, и определи им дальнейшую жизнь. Поэтому сохранение и передача культурного хорошее слово, то оно сообщит и ей свою правоту. Телесное взросление наследия от поколения к поколению и является главной и важнейшей задачей библиотек. Не случайно академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что, если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.
Детский возраст – возраст активного формирования личности. Именно в это время закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться направленность личности. И поэтому сейчас можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека. И именно поэтому такой силой обладает чтение. Слово имеет творческую силу, оно воздействует на душу, соединяется с ней, и если это правильное дает детям свободу в движениях, прибавляет физическую силу, а вот направление куда двигаться, как приложить силы – определит воспринятое им слово.
Когда дети читают книги, они берут из них очень много. Это и уроки доброты, и уроки любви. Ребята учатся видеть красоту вокруг себя, учатся ценить ее, учатся ценить родную природу и родной язык. Именно об этом и писал К. Д. Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ, и вся его родина».
Чем же еще важны библиотеки для подрастающего человечка? Они увлекают малышей стремлением к «возвышенному идеалу». Идеал для воспитания должен быть непременно возвышенным, наделенным добродетелями, которые имеют ценность во все времена и для всех народов. Это люди, о которых добрая слава идет через годы и века. Это врачи и педагоги, писатели и астрологи, художники и путешественники, воины и философы. Это великие и простые люди, жизнь которых похожа на родник чистой воды, который и жажду утолит, и умоет, и раны залечит. И дети, изучая их жизни, гордятся тем, что человеческая история содержит замечательные страницы, написанные людьми, сама жизнь которых была подвигом во имя всего человечества, во имя их самих. Ребятам непременно нужно познакомиться с судьбами и подвигами настоящих, реальных людей. О подвиге Дмитрия Шостаковича, который в блокадном Ленинграде писал свою знаменитую симфонию, о жизни А. Грина, который, часто не имея куска хлеба, писал замечательные книги, воспевающие бескорыстие, сострадание, милосердие, зовущие к свету, к чистоте, к добру.
Библиотеки часто помогают маленьким читателя в обучении красноречию, в знании родного языка и в знаниях о языке. Наше подрастающее поколение должно научиться крепко стоять на земле и чувствовать под собой родную почву, имя которой – русское слово.