Елена Лесникова
Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками при помощи игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка»
Тема: Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам
и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры
и игровые упражнения.
Занимаемая должность: воспитатель
Стаж работы: 8 лет
Образование: высшее
п. Малиновский
2013 год
Содержание
1. Введение…3 стр.
2. Основная часть….6 стр.
3. Аналитические результаты опыта работы…7 стр.
4. Заключение…. 8стр.
5. Литература….9 стр.
Публикация «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками при помощи игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
6. Перечень разработанного материала….10 стр.
Введение
Общение – это условное развитие ребенка, важнейший фактор, формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
С точки зрения психолога М. Л. Лисиной под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Общение имеет большое значение для формирования психики человека как личности. Сфера общения - мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении.
Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Наверно, все без исключения родители хотят увидеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми и взрослыми. Чем раньше обращается на это внимание, на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом в развитие личности. В наше современное, технологичное время мы можем выявить, такую проблему, как неумение детей свободно идти на контакт, общаться и взаимодействовать друг с другом. Следовательно, можно с уверенностью отметить, что дети не владеющие, навыками культуры общения хуже других усваивают программный материал, а так же, как показывает опыт - знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместной и коллективной деятельности. Отсутствие умений сотрудничать со сверстниками порождает не успешность ребенка в познавательной деятельности, а следовательно, в результате этого возникают трудности его адаптации в школе.
Поэтому, считаю актуальным: помочь детям войти в современный мир, знающими нормы и правила коммуникативного общения. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, заключается в необходимости поддерживать и развивать сформированные коммуникативные способности.
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширение круга общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников.
Д. В. Эльконин писал, что человек, относящийся к эпохе детства, это человек играющий. Для дошкольника игра - это ведущий вид деятельности. Слово «играть» применительно к ребенку с давних времен означало «жить» и «дружить».
Бедность и примитивность игры пагубно отражается на становлении личности, а также на коммуникативное развитие детей, потому что общение происходит в основном в совместной игре. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.
Изучив материалы и разработки ведущих педагогов и психологов таких, как М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, Р. С. Немов, Л. Г. Арушанова, В. С. Волкова, Л. М. Щипицина, А. Г. Воронова о значении и особенностях общения определила тему самообразования: «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения».
Целью работы является создание условий для успешного приобщения и воспитания у детей значительного уровня культуры общения, что будет являться основой для дальнейшего развития личности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Формировать представления об элементарных моральных нормах и правилах, поддерживать их проявления детьми.
2. Способствовать развитию коммуникативных навыков через игры и игровые упражнения.
3. Использовать индивидуальный подход к детям с различными особенностями в развитии эмоциональной сферы.
Новизна темы: рационализация использования игр и игровых упражнений в образовательной деятельности педагога.
По результатам реализации системы работы является развитие у детей следующих интегративных качеств:
Интегративное качество «Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»
- Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
- Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
-Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
- Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.
- Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи : убеждает, доказывает, объясняет.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду.
- В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, пользуются «вежливыми» словами.
Интегративное качество: Овладевший необходимыми умениями и навыками»
- Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.
-Договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.
Основная часть
Для организации работы по данной теме «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения» была подобрана и изучена методическая литература, на основе которой были разработаны:
- перспективные планы на вторую младшую, среднюю, старшую, подготовительную группы - изготовила картотеку игр и игровых упражнений на развитие коммуникативных навыков общения;
- для родителей и педагогов изготовила и провела наглядно – письменные и устные консультации;
- для воспитателей провела семинар – практикум по теме: «Развитие коммуникативных навыков у детей через игровые приёмы»;
- провела родительское собрание по теме: «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях»;
- наглядно- демонстрационный материал «Мирилки»
- картотека «Загадки о вежливых словах».
Играя с детьми, старалась способствовать развитию основных умений общаться. Игровые упражнения подбирала по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
В младшем возрасте брала более простые игры и упражнения, например: игры «Колобок», «Ладушки», «Паровозик с именем».
Для детей старшего дошкольного возраста игры и упражнения усложнялись, игровые упражнения: «Чудесные пуговицы», «Эхо», «Волшебные очки» помогают ребенку почувствовать себя в центре внимания, осознать свою индивидуальность, а также способствуют сближению детей друг с другом.
На протяжении всей работы, по приобщению детей к правилам и нормам общения, у них прослеживался повышенный интерес и желание играть, обучаться и общаться.
Игры и игровые упражнения использовала как в непосредственной образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.
Самый лучший способ привить детям хорошие манеры и навыки общения - это показывать пример из личного опыта. С целью привлечения всех участников воспитательного, образовательного процесса, использую разнообразные формы работы с родителями (наглядная информация, консультации, родительские собрания, дискуссии, анкетирование). Так же были предложены родителям консультации в индивидуальной форме по темам: «Воспитание дружеских взаимоотношений в игре», «Учим детей общаться», «Для чего ребенку нужно общение».
Аналитические результаты опыта работы
Для определения уровня развития навыков общения у детей дошкольного возраста, использовала критерии педагога-психолога Верищагиной Натальи Валентиновны.
Анализ обследования показал, что уровень приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками за два года повысился на 39%.
Заключение
Анализируя, проведенную работу с детьми, сделала вывод, что у детей старшего дошкольного возраста повысилась потребность в общении друг с другом, появилось умение самостоятельно организовывать игру со сверстниками, распределять между собой роли и договариваться об игре. Дети соблюдают элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, в повседневной жизни самостоятельно, без напоминания со стороны взрослого, пользуются «вежливыми» словами.
В дальнейшем предполагаю продолжить работу по данной теме, планирую пополнить картотеку игр, разработать систему работы с родителями по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения.
Список литературы
1. Арушанова Л. Г. «речь и речевое общение детей». Москва. 1999.
2. О. В. Защиринская, Л. М. Шипицина “Азбука общения” : Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство- Пресс», 2001.
3. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Учим детей общению. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль. 1996.
4. Немов Р. С. «Психология» 1том. - Москва. 1995.
5. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Методические рекомендации. - Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
6. С. В. Петерина “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста”. Москва, 1986 г.
7. И. Н. Курочкина “Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников” М. ГИЦ Владос 2001г.
8. Ю. В. Филиппова. Общение от рождения до 5 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001.
Перечень разработанного материала
1. Перспективные планы вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группа.
2. Картотека игр и игровых упражнений на развитие коммуникативных навыков общения.
3. Картотека мирилок.
4. Картотека загадок о вежливых словах.
5. Конспекты непосредственно- образовательной деятельности в области «Коммуникация», «Познание».
6. Консультации для педагогов: «Вежливые слова», Игры на развитие навыков общения», «Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у дошкольников».
7. Консультации для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре», «Учим детей общаться», «Как научить вежливости».
8. Конспект родительского собрания: «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях"
9. Семинар- практикум для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков у детей через игровые приемы».