Надежда Хазова
Тема: «Подводный мир» Возраст: 5–6 лет ОО: Познавательное развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить первоначальные знания об обитателях подводного мира.
Задачи:
1. Закрепление первоначальных знаний об обитателях подводного мира;
2. Воспитывать доброжелательное и эстетическое отношение к природе;
3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами.
Предварительная работа: беседы на тему «Морские обитатели», рассматривание фотоиллюстраций с изображение моря.
Публикация «Тема: „Подводный мир“ Возраст: 5–6 лет ОО: Познавательное развитие» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Демонстрационный материал: аудиозапись «Море», видеоролик «Подводный мир», презентация «Морские обитатели», панно, пластмассовые фигурки различных морских обитателей, фасоль, горох, ракушки, цветная бумага.
Ход занятия:
(звучит аудиозапись «Море»)
Воспитатель: Ребята, что вы слышите? (Это шум моря)
А кто из вас был на море? Какое оно?
Вот какое море-
Без конца и края.
На песчаный берег
Волны набегают.
Перестанет ветер
На море сердиться
Станет видно, что там
В глубине таится.
Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Точнее, мы опустимся на дно морское, чтобы исследовать подводный мир.
(Видеоролик «Подводный мир»)
Представьте, что мы с вами на подводном корабле, погружаемся на морские глубины. Через специальное окно наблюдаем этот необычайно красивый и загадочный мир.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами на морском дне. Ребята, посмотрите, как красив и прекрасен подводный мир, сколько здесь всего интересного. Кто же здесь обитает?
(Презентация «Морские обитатели»)
Вот так рыба просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела
Это рыба… (Камбала)
(Воспитатель показывает 1 слайд презентации)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, почему камбала живет на самом дне? Правильно! Камбала – это плоская донная рыба. Подстерегая добычу, она закапывается в песок, выставляя на поверхность только глаза. А еще камбала умеет менять свою окраску под цвет дна.
Кто же еще обитает в подводном мире?
Вот так Чудо! Вот так Диво!
Зонтик жжётся как крапива.
Зонтик плавает в воде.
Если тронешь - быть беде! (Медуза)
(Воспитатель показывает слайд №2)
Воспитатель: Медузы невероятно красивые и загадочные обитатели морей и океанов. Можно встретить два вида медуз: безобидную аурелию, похожую на прозрачное блюдце с цветочком посередине, и медузу-корнерота в форме гриба, которая может больно обжечь.
Кто же следующий обитатель?
Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают.
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
"Разговаривать" умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим … (Дельфин)
(Воспитатель показывает слайд №3)
Дельфины - это веселые и сообразительные обитатели моря, они быстро плавают. Питаются дельфины рыбой и кальмарами. Чтобы сделать вдох, дельфин выныривает на поверхность и засасывает воздух через единственную ноздрю- дыхало, которая находится у него на макушке. Дельфины – необычайно общительные и дружелюбные животные. Они держаться группами и всегда приходят на помощь раненым или попавшим в беду товарищам. Ребята, умеет ли дельфины разговаривать между собой? (Да)
Правильно! Между собой дельфины общаются при помощи различных звуков: свиста, лая, мяуканья и хлопков.
Кто же еще скрывается в морских глубинах?
Я с неба упала
На морское дно
И хищницей стала
Давным уж давно. (Морская звезда)
(Воспитатель показывает слайд №4)
Воспитатель:
Морская звезда формой напоминает звезду: от ее центрального диска отходят от 5 до 40 гибких рук-лучей. Она медленно ползет по дну, передвигая маленькими ножками с присосками. С помощью их она добывает пищу.
Следующий обитатель.
Есть лошадка, что не пашет,
И-го-го она не скажет,
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве,
То ли рыба, то ль зверек?
Кто это… (Морской конек)
(Воспитатель показывает слайд №5)
Воспитатель: Молодцы! Морской конек похож на фигурку шахматного коня. Эта необычная рыбка может подолгу стоять в воде вертикально, ухватившись цепким хвостом за водоросли или кораллы.
Кого же еще мы увидим в морских глубинах?
В море синем, и в песочке,
Ты меня отыщешь точно.
Дом таскаю на себе,
И знакома я тебе.
Плавать я умею быстро,
Обожаю песок чистый,
В клетку на спине рубаха,
А зовусь я – (Черепаха).
(Воспитатель показывает слайд № 5)
Морские черепахи всю жизнь проводят в воде. Лишь иногда самки выходят на берег, чтобы отложить яйца. По суше они передвигаются медленно и неуклюже, зато под водой морские черепахи плавают легко и грациозно. В этом им помогают плоские лапы - ласты. Удивительно, но морские черепахи умеют плакать. Со слезами выходит накопившаяся в организме соль. Маленькие черепахи появляются на свет из яиц, которые морская черепаха отложила в песке на берегу, и тут же бегут к морю. Вот какие интересные создания- черепахи.
Следующий морской обитатель.
Средь морских живёт глубин
Длиннохвостый Чудо-Блин.
Скопил он электричества
Немалое количество.
Если чем-то недовольный
Током дёрнет очень больно. (Скат.)
(Воспитатель показывает слайд №6)
Воспитатель : Знаете ли вы, ребята, что скаты – ближайшие родственники акул. Взмахивая огромными плавниками, они словно летят в воде. У пятнистого рифового ската-хвостокола на длинном хвосте находится ядовитый шип, которым он защищается от врагов.
Кого же еще мы увидим сегодня?
Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У моллюска – восемь ног.
То придонный… (Осьминог)
(Воспитатель показывает слайд № 7)
Воспитатель: Осьминог живет на дне морском среди камней. У него есть три сердца, два глаза, похожих на человеческие, крепкий «клюв», которым он может раздробить панцирь краба, и восемь щупалец с присосками. При нападении хищника осьминог выпускает струю чернил или отбрасывает одно из щупалец, оставляя его извиваться в зубах врага.
Давайте посмотрим, кто же живет на самом дне?
Беспозвоночный, мягкотелый -
сидит в ракушке ли без дела,
Или плывёт как осьминог,
в своём роду не одинок.
(Моллюск)
(Воспитатель показывает слайд № 8)
Воспитатель: К моллюскам относятся : ракушки и улитки. Они обитают на самом дне среди камней и водорослей. Их мягкое тело защищают прочные домики - панцири. Панцири имеет различную форму и расцветку.
Кто же еще обитает на морском дне?
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это. (Краб)
(Воспитатель показывает слайд № 9)
Воспитатель: Крабы - шустрые морские жители. Они ловко перебирают своими ногами, двигаясь боком и выставив перед собой грозную защиту - пару клешней. Клешни служат крабам и для добычи пищи. Большинство крабов окрашены в коричневые или зеленоватые тона, под цвет дна, но встречаются и более яркие экземпляры.
Кто же еще к нам приплыл?
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю. (Рыбка)
(Воспитатель показывает слайд № 10)
Воспитатель: В морях и океанах плавают, собираясь в стаи, миллионы рыб. Они имеют различную форму и окраску. Кажется, рыбки приглашают нас с ними поиграть.
Физкультминутка:
Рыбки плавали, плескались (движение руками в стороны)
В прохладной морской воде
То погружались, то всплывали (приседание)
То загорают на песке. (ложатся на коврик)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие на морское дно. Давайте вспомним, кого мы там увидели. (Дидактическая игра «Чья тень?») На карточках изображена тень морского обитателя, а вы должны догадаться кто это.
Молодцы! Справились заданием.
Ребята, а давайте создадим с вами свой маленький подводный мир. У нас на столе есть панно (большой лист картона с пластилиновой основой) и множество обитателей морских глубин (пластмассовые рыбки, осьминоги, морские звезды, черепахи, крабы). Еще есть цветная бумага, фасоль, горох и ракушки.
(Дети рассматривают предложенный материал. Располагают рыбок и других морских обитателей на панно. Воспитатель помогает детям аккуратно рвать бумагу на полосы, похожие на водоросли. Дети красиво располагают их на панно вместе с камнями из фасоли и гороха, дополняют работу ракушками.)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Понравилось ли вам наше подводное путешествие?
Что вы узнали нового?
Кто из морских обитатель вам больше всего понравился?