Айдара Хузина
Конспект занятия «Почему деревья засыпают осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Почему деревья засыпают осенью».
Задачи:
Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение знаний по теме «Деревья, Осень, Сокодвижение».
Развивающие: Развитие связной речи, внимания, воображения, мышления, памяти, координация речи с движением.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе, чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
Публикация «Конспект занятия „Почему деревья засыпают осенью“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Материал и оборудование: предметные картинки (Дерево, Дерево по частям, Срез дерева, бумажные салфетки, желтые листья деревьев, зеленые листья деревьев, вода, окрашенная в черный цвет, прозрачная емкость для воды. Поролон, клей ПВА, силуэт дерева, альбомный лист,Буквы С,О,Н, Макет дерева
Ход занятия
Воспитатель: ребята я получила письмо от хозяина леса.
ПИСЬМО ОТ ЛЕСОВИЧКА,
«Я хочу вас пригласить на прогулку в осенний лес.»
Воспитатель :
Мы пойдем в осенний лес, полный сказок и чудес. Чтобы туда попасть, надо произнести волшебные слова:лючить звук
«Листик, листик, ты лети
В лес осенний приведи»
(звучит музыка, на экране появляется изображение деревьев)
Встречает Лесовичок. Дети перечисляют приметы осени.
Лесовичок : Вот мы и вспомнили все приметы осени.
Сейчас я вам открою свой секрет, а вы мне в этом поможете.
Как называется первый осенний месяц. Какой звук первый в слове сентябрь.
(выкладываем букву С)
- Как называется второй осенний месяц. Какой первый звук в слове октябрь.
(выкладываем букву О)
-Как называется третий осенний месяц. Какой первый звук в слове ноябрь.
(выкладываем букву Н)
-Давайте прочитаем, что за слово у нас получилось.
(дети читают слово сон)
-Как выдумаете, почему в названии осенних месяцев зашифровано слово сон.
Дети: Осенью природа засыпает, а люди готовятся к зиме
Деревья уже надели свой осенний наряд. Какие деревья осенью?
(Ответы детей)
Лесовичок: Что происходит с листом осенью?
Дети: Желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет….
Воспитатель : Ребята, а вы знаете почему опадают листья осенью?
-(становится холодно, все готовится к зиме)
- Правильно, все готовится к зиме, а вы хотели бы узнать как готовится дерево к зиме?
Сейчас мы проведем опыты:
Эксперимент «Сокодвижение дерева)
Посмотрите, перед вами лежат бумажные салфетки, давайте скрутим их в трубочку, а трубочку свернем пополам, давайте представим, что это будет ствол дерева, с корнями, потом мы возьмем и поставим наш ствол дерева в емкость с водой и начнем наблюдать, Ребята, что вы видите?
-(Салфетка впитывает в себя воду, салфетка окрашивается в темный цвет, впитывается вода снизу вверх и т. д.)
- Ребята вот так и дерево весной, когда начинает таять снег, «просыпается» и начинает своими корнями из земли впитывать воду и полезные вещества. Начинается сокодвижение. Набухают почки и распускаются листочки. А осенью, когда становится холодно, дерево прекращает впитывать воду из земли и засыпает, сокодвижение прекращается, листья не получают полезные вещества и воду, начинают желтеть, засыхать и опадать. (У всех деревьев в земле сидят большие корни. Они удерживают дерево, чтобы оно не упало. Ещё корни дерева умеют пить водичку и полезные витаминки из земли. Дальше вода с витаминками поднимается по стволу к веточкам и листочкам.)
Эксперимент «Есть ли в листьях сок»
-Ребята, у вас на столе лежать желтые и зеленые листочки, давайте возьмем с вами зеленый листочек, завернем его в салфетку и хорошеньки придавим его кубиком, развернем салфетку и что мы увидим?
-(Салфетка намокла, зеленое пятно осталось)
- А теперь давайте возьмем желтый лист и сделаем с ним то же самое, что произошло?
-(ничего)
-Ребята, какой можно сделать вывод?
-(В сухом листочке нет сока, поэтому он желтеет, засыхает и опадает с дерева, в зеленом листочке есть сок, значит летом дерево впитывает воде, а осенью прекращает впитывать воду).
Лесовичок: Какие листья осенью?
Дети: Желтые, сухие, влажные, разноцветные, опавшие, замерзшие, пожухлые….
Воспитатель: В листьях и летом, и осенью есть краски - и зеленые, и красные, и желтые. Самый сильный цвет – зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл очень любит свет. Летом света много, так как солнце светит долго. Листья остаются зелеными. А почему осенью листья изменяют окраску?
Дети: Осенью дни стали короче, солнце светит меньше.
Воспитатель: Наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может образовываться. Листья постепенно желтеют и краснеют. А со временем и они опадают. Так как зимой они не нужны. Как называется явление природы, когда опадают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Давайте и мы с вами сейчас устроим листопад. Возьмите в обе руки по одному листку.
Физминутка с листвой
Листики осенние
Мы листики осенние
На ветках мы сидели. (Покачиваемся)
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны)
Мы летели, мы летели (Покачиваем руками над головой)
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал и
Листочки все поднял. (Встали)
Закружились, полетели (Кружимся и машем руками)
И на землю тихо сели. (Сели по местам)
А на прощанье мы с ребятами, для тебя Лесовичок хотим сделать - осеннее дерево
Выполнение работы.
Как вы думаете, с чего мы начнём? (Со ствола.) Правильно, возьмем лист бумаги и вырежем ствол дерева, кто какой хочет, у берёзки - белый, у осинки – коричневый. Приклеиваем ствол дерева на цветной картон. Нарезаем тонкие полоски – это будут ветки, приклеиваем к стволу.
А теперь, нужно из цветной бумаги вырезать осенние листья.
- Нет, посмотри, что у меня есть. Это кусочки поролона. При помощи них мы будем создавать настоящую крону деревьев.
Сначала нужно кусочек поролона намазать клеем, а затем приложить к веточкам дерева.
Воспитатель: Так, как мы делаем осеннее дерево, где ещё будут находиться листики? Правильно: около дерева, на земле. Начинаем делать листву около дерева.
Анализ: Посмотрите, какое красивое оно у нас получилось. Я вас очень прошу не ломать ветки на деревьях! Пусть на них распускаются листочки и птицы строят гнёзда для маленьких птенцов.
Воспитатель: Спасибо Лесовичок, теперь мы знаем, почему осень такая и когда придет зима? Смена времени года происходит для того, чтобы природа обновлялась. Не может травка без конца зеленеть, деревья всю жизнь не цветут и не приносят плоды. Деревце весной одевается листвой, летом приносит плоды, ягоды. Осенью опадают листья, и растение, кажется, умирает.
Лесовичок: В следующий раз когда вы придете то я познакомлю с моими лесными жителями.
Итог:
Если останется время
Игра «Да – нет»
- Я буду загадывать вам вопросы, а вы если ответ «Да» - топать, если ответ «Нет» - хлопать.
-Осенью цветут цветы?
Тучи солнце закрывает?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать – куртки шапки надевать?