Елена Краюхина
Конспект занятия «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Перелётные птицы»
Задачи. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Закрепить и расширить знания детей о птицах.
Способствовать развитию логического мышления, воображения, мелкой моторики, способности наблюдать.
Способствовать развитию речи детей, умения строить предложения, Расширить и активизировать словарь по теме «Птицы». Упражнять в употреблении слов – признаков.
Публикация «Конспект занятия „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Способствовать воспитанию внимательного и заботливого отношения к птицам.
Развивающая среда: грамзапись «Голоса птиц», мультимедийная установка для показа перелётных птиц, материал для опыта (ёмкость с водой, тампоны, масло, сухие салфетка, карточки с изображением перелётных птиц, фломастеры, перья, веер, листы бумаги (ровный и смятый в шарик).
Ход занятия
Организационный момент.
- Дети, встаньте в круг, я предлагаю вам поиграть в игру «Комплименты».
Начну я: «Алёна, ты добрая девочка, всегда помогаешь Лёве одеваться».
Алё на кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем Адёна говорит комплимент своему соседу и т. д.
Воспитатель говорит: «Я думаю, у всех хорошее настроение».
Звучит грамзапись «Голоса птиц».
- Дети, вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (О птицах).
Как приятно проснуться, встать,
Птиц в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна!
- Дети, сегодня я проснулась от весёлого пения птиц за окном. Птицы весело и звонко пели свои песни. Откуда же прилетело столько птиц? (Из тёплых стран, с юга).
- Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? (Перелётные).
- Как называют тех птиц, которые остаются с нами? (Зимующие).
- А почему всё – таки многие птицы улетают? (Они боятся морозов).
- Что происходит осенью в природе? (Осенью насекомые прячутся под корой деревьев или глубоко в земле. А птицы питаются насекомыми, им зимой нечем прокормиться, поэтому они улетают).
- Почему птицы возвращаются к нам? (Они возвращаются на свою Родину, потому что стало тепло).
- А почему стало тепло? (Потому что наступила весна).
- Конечно же, наступила весна.
- А какая весна? (Тёплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зелёная, ласковая, добрая).
- Какие чудеса происходят в природе весной? (Снег превращается в воду, появляются первые цветы – подснежники, набухают почки и появляются маленькие листочки, зелёная трава, возвращаются птицы из тёплых краёв).
- Но самое главное чудо – то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на крыльях.
- Дети, как вы думаете, то, что птицы улетают от нас, это хорошо или плохо?
- Что в этом хорошего? (Птицы не погибнут от холода. Зимой холодно, им негде укрыться от ветра и снега. Птицы не погибнут от голода, им нечем питаться, т. к. все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые круглый год).
- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц. Мы не слышим пения птиц. Многие птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги).
- Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? (Да). Раньше на Руси дети вставали в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами позовём птиц.
Дети встают в круг.
Уж вы, птички,
Уж вы, пташечки – щебетушечки,
Прилетайте к нам
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
- Птицы нас услышали и прилетели к нам.
Просмотр птиц на мультимедийной установке. Дети называют птиц и рассказывают о ласточке.
Воспитатель рассказывает о граче.
- Весной к нам возвращается много птиц и в том числе лебеди (показать на мультимедтйной установке).
- Дети, в народе говорят: «Лебедь в воде купался, а сух остался».
- Как вы думаете, почему лебедь выходит сухим из воды?
- Давайте проведём опыт.
- В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите внимательно на руку. Какая рука? (Мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. Теперь вытрите руку и слегка смажьте её маслом. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? (Вода уже не покрывает всю руку, собирается в капельки). Встряхните руку. Что произошло? (На руке нет воды, потому что капельки слетели с руки).
- Кто видел, что делают водоплавающие птицы, когда выходят из воды? (Встряхивают пёрышки и становятся сухими).
- Ребята, а сейчас давайте представим, что мы тоже лебеди.
Физкультминутка «Лебеди» :
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой,
Плавно и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся
- Дети, вы хотите летать, как птицы? Попробуйте взлететь (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь).
- Ребята, у вас не получилось взлететь? Давайте разберёмся, почему.
- Посмотрите, у меня 2 листа: один ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик. Я одновременно отпущу эти листы и мы посмотрим, что же произойдёт.
- Объясните, почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист медленно планирует?
Делается вывод: гладкий лист лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.
- А как вы думаете, почему птицы могут летать по воздуху? (Когда птицы раскрывают свои крылья, они становятся широкими и могут опираться на воздух).
После высказывания детей воспитатель предлагает подойти к столу с птичьими перьями (Маховыми и перовыми).
- Чем перья отличаются друг от друга? (Одни мягкие, а другие жёсткие).
- Покажите перья, которые согревают птицу? (Мягкие).
- Где у птицы находятся такие перья? (По всему телу).
- Покажите перья, которые помогают птице летать.
- Где у птицы находятся такие перья? (На крыльях и хвосте).
- Лёгкие они или тяжёлые? (Лёгкие).
- Почему они лёгкие? (Потому что в середине пустые).
-Посмотрите на примере веера, как складываются и раскладываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится.
- Какой становится птица с раскрытыми крыльями и хвостом? (Большой, широкой).
- С раскрытыми перьями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой. Поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые перья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
- Мы на прогулке наблюдали за птицами. Скажите, как едят птицы : много или мало? (Мало).
- Часто или редко? (Часто).
- Ребята, давайте обобщим, что же помогает птице летать по воздуху :
широкие и жёсткие крылья и хвост;
лёгкие перья с полым стержнем;
птицы лёгкие, т. к. едят понемногу и часто.
- Дети, а вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? У
разных птиц этот порядок свой : журавли летят клином; гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу; утки выстраиваются в прямую линию или образуют круг. Скворцы, дрозды и мелкие птички порядка не любят: они летят как попало. А крупные хищные птицы, такие, как орлы и ястребы, компаний не признают: летят в одиночку.
- Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением птиц. Садитесь за столы и нарисуйте, в какой стае летят птицы.
Дети рисуют фломастером птичьи стаи.
- У вас на столах лежат листы бумаги. Что можно из них сделать? (Птиц). Какую птицу можно сделать? (Лебедя). Я покажу, как делать лебедя. Сейчас мы сделаем птиц из бумаги, но прежде разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Руки скрещены в запястьях. Пальцы – крылья расслаблены, лежат на предплечьях – птицы отдыхают. Вот птица пошевелила одним крылом, другим, взлетает. Взмахи рук – крыльев лёгкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев.
Но ведь все птицы летают по – разному. Вот летит Колибри. Пальцы – крылья движутся быстро – быстро. У синицы взмахи крыльев тоже довольно быстрые, птица всё время меняет направление полёта. У чайки плавные взмахи крыльев, временами птица парит в воздухе на распахнутых крыльях. Орёл – резкий, быстрый, хищный. Взмахи крыльев вверх, а потом медленное, спокойное движение вниз.
Дети делают птиц из бумаги. По предложению воспитателя одной птице склеивают крылья и наблюдают её падение.
- Почему птица не смогла лететь? (Потому что повреждено крыло).
Итог.
- Дети, о ком мы сегодня говорили? (О птицах).
- Что нового вы узнали о птицах? (Узнали, почему птицы могут летать; птицы летят по – разному : клином, по кругу, прямой линией, по – одному, как попало; у водоплавающих птиц не намокают перья, потому что они смазаны жиром; научились делать лебедя из бумаги).
- Что было трудным?
- Что было самым интересным? (Звать птиц закличкой, делать птиц из бумаги).
- Молодцы! А сейчас мы пойдём на прогулку и что сделаем? (Понаблюдаем за птицами).