МААМ-картинки

Самообразование «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Дарья Бугаева
Самообразование «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могу застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, счетные палочки, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Публикация «Самообразование „Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. "Рука-это вышедший наружу мозг человека". От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, а так же интеграция данной темы в ЦОП.

Задачи:

• способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и упражнений;

• интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов;

• совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

• повышать заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.

2022-2022 учебный год

Срок работы над темой: 8 месяцев

Дата начала работы над темой: октябрь 2022г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023г.

Возрастная группа детей : младший дошкольный возраст (2-3)

Ожидаемые результаты:

•Увеличится активный словарь детей

•Будет наблюдаться положительная динамика развития мелкой моторики рук у каждого ребенка.

•Родители познакомятся с необходимой информацией.

Возрастёт интерес детей к участию пальчиковых играх.

Формы работы:

• Совместная деятельность воспитателя с детьми;

• Индивидуальная работа с детьми;

• Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приё мы работы:

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры со стихами

• Конструирование

• Шнуровка

Игры с мелкими предметами

• Лепка из пластилина

• Нетрадиционные техники рисования.

Перспективный план работы по самообразованию

Месяц

Формы работы

Самообразование

С детьми

С родителями

Октябрь - Ноябрь

Самостоятельное изучение методической литературы по самообразованию, интернет - ресурсов

Пальчиковые упражнения с предметами.

Изобразительная деятельность.

Дидактические игры и упражнения с разным материалом.

Консультация и папки-передвижки для родителей: «Ум на кончиках пальцев», «Играем пальчиками – развиваем речь», «Тренируем пальчики-развиваем речь».

Консультации по запросу.

Декабрь

Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений

Разучивание пальчиковых игр на тему : «Зима» и «Новый год»

Изобразительная деятельность.

Дидактические игры и упражнения с разным материалом.

Январь

Пополнение картотеки пальчиковых игр (по желанию детей)

Разучивание пальчиковых игр на тему : «Зимние забавы»

Изобразительная деятельность.

Дидактические игры и упражнения с разным материалом.

Февраль

Оформление картотеки пальчиковых игр.

Разучивание пальчиковых игр на тему : «Животные»

Изобразительная деятельность.

Дидактические игры и упражнения с разным материалом.

Март

Обобщение и анализ материала по теме. Создание презентации по теме самообразования.

Разучивание пальчиковых игр на тему : «Овощи и фрукты».

Изобразительная деятельность.

Дидактические игры и упражнения с разным материалом.

Апрель

Май

Обобщения педагогического опыта и представление опыта работы по теме

Повторение пальчиковых игр, применение их в свободное время.

Изобразительная деятельность.

Дидактические игры и упражнения с разным материалом.

Список информационной и учебно-методической литературы:

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006.

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб. : Изд. дом «Литера», 2006.

Приложение

Пальчиковые игры

Животные

«Животные»

Зайка – ушки на макушке –

Скачет, скачет по опушке.

Шёл за ним колючий ёжик,

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –

Рыжехвостая лиса.

Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».

Руки щепотью вниз у груди – «скачет».

Переплели пальцы и пошевелили.

Плавные движения руками перед собой.

«Слон»

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом,

У него огромный нос,

Будто он лет двести рос.

Сжать кулаки и изобразить силача.

Из ладошек дом сделать

Приложить два кулака один за другим к носу.

«Собачка»

Вышли пальчики гулять,

Стали весело плясать.

Вот так, вот так.

Стали весело плясать.

Пальчики играли,

Собачку увидали.

Она громко лает, пальчики пугает.

Пальчики сбежались, в кулачок все сжались.

(указательный и средний пальцы передвигаются по столу)

(вертикальные ладони поворачивают в разные стороны)

(выставляют вперед большие пальцы, остальные в кулаке)

(вертикальные ладони поворачивают в разные стороны)

(перебирают пальцы)

(указательный палец правой руки согнуть, сделав ухо; остальные пальцы соединить, сделав мордочку собаки и направить на левую вертикальную ладонь)

(большой палец опускается и поднимается)

«Коза»

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

- Кто кашу не ест?

Молоко не пьет?

Забодаю, забодаю…

Бородатая коза

Крутит серые глаза.

Рогами качает –

Сейчас забодает.

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец

держать выпрямленными. Это -“коза”. Со словами “Забодаю,

забодаю!” “коза” начинает двигаться вперед.

«Мышка»

Мышка в норку пробралась,

На замочек заперлась.

В дырочку она глядит,

На заборе кот сидит!

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

(Делаем пальчиками колечко)

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

«Жук»

Жук сидит на веточке.

Вы не бойтесь, деточки.

Попробуйте-ка сами

Пошевелить усами!

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны

(“усы”). Пошевелить “усами”.

Времена года

«Капель»

Вот уж две недели

Капают капели.

Снег на солнце тает

И ручьём стекает.

Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Руки ладонями вниз разведены в стороны.

Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

«Сосульки»

Капли звонко капали.

Все сосульки плакали:

«Солнце светит ярко,

Нам, сосулькам, жарко!»

(попеременно ударять по ладошке указательным пальцем).

(поднести руки к лицу, как при плаче).

(скрестить руки на уровне запястий, пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)

(попеременно махать руками как веером)

«Подснежник»

К нам Весна лишь заглянула -

В снег ладошку окунула Руки внизу, И расцвел там нежный,

Маленький подснежник.

Протягивают руки вперед

перпендикулярно корпусу

Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»

«Солнышко»

Солнышко в глазки

Светит ребяткам.

Мы поиграем

С солнышком в прятки!

Образовать два кружка из больших и указательных

пальцев обеих рук, соединив их.

«Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную слепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Суп поели,

Спать легли.

- загибают пальчики.

- указательным и средними пальчиками "идут" по столу.

- катают ручками "комок".

"кормят птичек ".

- ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

- кладут ладошки на стол то одной стороной, то другой.

- отряхивают ладошки.

- "едят суп".

- ладошки под щечку.

«Наступили холода»

Да-да-да, наступили холода.

Да-да-да, превратилась в лёд вода.

Ды-ды-ды, в инеи кусты.

Ди-ди-ди, метели замели.

Ду-ду-ду, я на лыжах иду.

Ды-ды-ды, на снегу есть следы.

Сжимание и разжимание пальцев

Потирание ладошек друг о друга

Сжимание и разжимание пальцев

Соединение подушечек пальцев

Сжимание и разжимание пальцев

Перекрещивание ладоней с широко растопыренными пальцами

Сжимание и разжимание пальцев

Моторчик

Сжимание и разжимание пальцев

Имитирование катания на лыжах

Сжимание и разжимание пальцев

Круговые движения кулачков.

«Дедушка Мороз»

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Что в подарок нам принёс?

Громкие хлопушки,

Сладости, игрушки.

Ладонь поглаживает подбородок

Руки вперёд ладонями вверх.

Хлопнуть в ладоши.

Вертим кистями.

Овощи и фрукты

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один!

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

Ну, а волку – кожура.

Он сердит на нас – беда!

В домик прячемся – сюда!

(Рука сжата в кулачок)

(Крутим кулачком вправо-влево)

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

(Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик)

(Разгибаем безымянный пальчик)

(Разгибаем мизинчик)

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

(Двумя руками показываем волчью пасть)

(Складываем руки домиком)

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту мнем-мнем.

А потом, а потом мы ее жуем-жуем. Ам!

- говорить ритмично, руками показать как мы рубим капусту.

- показать, как мы трем морковку.

- пальчики щепоткой – посолить.

- руками "мять" капусту.

- класть по очереди щепотками в рот.

«Овощи»

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох-

Урожай у нас не плох.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого.

Со слов «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой

Из земли большую репку.

К ним пришла тут внучка,

Подбежала Жучка,

Кошка тоже потянула.

Берут репку.

Хоть держалась крепко —

Вытянута репка!

(разгибают большие пальцы)

(разгибают указательные)

(разгибают средние)

(разгибают безымянные)

(разгибают мизинцы)

(поднимают руки вместе)

Разное

«Дом»

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу.

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том.

- постукивать кулачками друг о друга.

- соединить кончики пальцев обеих рук.

- поднять выпрямленные ладони вверх.

- похлопать в ладоши.

«Машины»

По шоссе идут машины,

По асфальту едут шины.

По дороге не беги,

Я скажу тебе: «Би-би».

Крутим воображаемый руль.

Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.

Погрозили пальцем.

Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».

«Умывание»

Ай, лады, лады, лады!

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

Хлопаем в ладоши

Сгибаем кисти рук

Круговые движение по щекам

Показываем улыбку

«Кукла»

Наша куколка гуляла

И играла, и плясала.

До чего ж она устала -

Забралась под одеяло.

-шагают ук. и ср. пальцы

- шагают без. и ср.

- -шагают миз. и без.

кладут руку на стол, другой накрывают

«Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем!

Пироги мы испечем.

(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)

(делаем движения, как будто лепим снежки)

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возрастаИгры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Дети – это прирожденные исследователи. Взаимодействие ребенка с.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры. Подготовила: воспитатель Новикова В. В. Дети: 2-3 года. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Наши пальчики Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.) Рисовать.

Пальчиковые игры «Семья. Мой поселок» для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры по теме «Семья. Мой поселок» для детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации родителям. Недельный проект "Моя Семья".

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 июня 2023 в 08:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Бугаева (УИ 785386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД