Эльвера Гарипова
Конспект занятия по ознакомлению с татарским бытом
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников; формировать интерес познания о прошлом; обогащать словарный запас детей; развивать любознательность; воспитывать бережное отношение к экспонатам мини-музея.
Задачи:
- закрепить у детей представления о музеях,
-продолжать формировать и углублять интерес к истории, культуре, людям родного края;
- развивать монологическую речь, воспитывать бережное отношение к культурному наследию;
- формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой народ.
Темочки:
Ход занятия:
-Ребята, как называется наше село в котором мы живем?
- Кто живет в нашем селе (люди) Отличаются они друг от друга? Чем? (внешностью, национальностью, языком).
- Да, в нашем селе живут люди разных народов. Вы знаете какие? (русские, татары, башкиры). В основном в нашем селе живут татары. Они говорят на татарском языке.
- А как было бы здорово заглянуть в прошлое и посмотреть, как жили наши предки на нашей с вами земле много – много лет тому назад. А как можно узнать обо всем этом?
Дети: Посмотреть и почитать книги, энциклопедии, можно посмотреть фильмы, спросить бабушек и дедушек об их жизни, посмотреть в интернете, сходить в музей.
- Можно еще сходить в музей. А что такой музей?
Дети: Музей – это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют разные старинные предметы.
- Какие музеи вы знаете?
(Музеи игрушек, часов, книг, посуды, картин и т. д.)
- А можно сделать в группе мини музей. Вот у нас есть мини музей татарской культуры.
Здесь хранятся предметы, вещи, посуда, которыми пользовались татары давно – давно.
- Раньше татары жили в юртах. Внутри юрты стены богато развешаны полотенцами, яркими салфетками и скатертями, покрывалами. Как вы думаете, если бы в доме не развешивали тканые полотенца, скатерти, занавески, был бы он таким красивым, уютным? (Ответы детей) Наши аби и бабайлар всегда старались украсить свои жилища, поэтому в доме было красиво и празднично.
- Посмотрите на полотенца, салфетки. Какие чудесные узоры на них вышиты. Как они называются? (Татарские национальные узоры.) Из чего они состоят? (Из цветов, листьев.)
- Перед вами татарский национальный костюм. Посмотрите на девушку, в чем она одета? Что у нее на голове? (калфак). Это - калфак – девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками (показвает калфак).
Это платье (кулмэк). Поверх платья одевали жилет – камзол и фартук (алъяпкыч) с красивыми узорами. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).
- Как вы думаете, всегда ли женщины одевали такую нарядную, богато украшенную одежду?
- Правильно, эта одежда считалась праздничной и одевалась по особым случаям.
- Раньше мужчины и мальчики носили рубахи, а поверх рубах одевали жилеты, а чтобы костюмы были красивыми их украшали различным орнаментом, вышивали различные узоры. А на голове носили …
- Ребята, вы знаете, что это такое? (Показывает тюбетейку). Хорошо, я вам расскажу. А вы внимательно слушайте.
Это – тюбетейка. Традиционный головной убор для мужчин. Тюбетейку принято красиво украшать бисерами, вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками. Посмотрите, ребята и наша тюбетейка очень красивая (дети рассматривают тюбетейку). Она тоже вышита яркими нитками, и на ней красивые татарские орнаменты. У татар есть игра связанная с тюбетейкой. Она так и называется «Одень тюбетейку». Давайте, мы тоже поиграем в эту игру.
Татарская народная игра «Тюбетейка»
Тп – тп-тбтй,
Тбте укалы.
Чиккн матур тбте
Мен кемд тукталды.
(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание).
- С тюбетейкой есть еще одна татарская народная игра «Тимербай». Дети, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая по считалке:
Ипи, тоз, матур кыз
Карга, чыпчик
Син кал, бу чык!
Он встает в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.
- Готовили еду в большой чугунной кастрюле круглой формы, называлась она КАЗАН. Пили и ели из круглых глубоких чашек – ПИАЛА. Ели из деревянных ложек, украшенных татарскими узорами. А вот это посуда называется горшок. Клали туда картошку, мясо и варили в печке.
А давайте поиграем в татарскую игру «Битье горшка».
Правило игры. Дети становятся в круг, или в одну линию. В центр ставятся горшок. Платком связывается глаза, и он должен по прямой линии дойти до горшка и с помощью палки разбить горшок. Таким образом, игра продолжается. Игра продолжается под музыку.
- А вечерами всей семьей собирались за столом и играли такую татарскую игру :
Без-без, без идек.
Без-без, без идек,
Без унике кыз идек;
Базга тштек бал каптык, Келтк кердек май каптык;
Кап та коп,
Авызыны йом!
(После последнего слова дети закрывали ладонями свой рот и сидели молча, кто засмеется, тому наказание в виде исполнения песен, чтения стихов и т. д.)
- А сейчас я вам раздам раскраски и будем закрашивать татарский цветочно- растительный узор.
Народные умельцы отдавали предпочтения в вышивании ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому, красному. Сейчас вы самостоятельно по своему желанию выберите цвет и аккуратно закрасите его, не выходя за контур, не оставляя просветов в вашем орнаменте.
- Работа завершается, занятие заканчивается и мы с вами организуем выставку «Татарский народный орнамент» в нашей группе. А вечером, пожалуйста, расскажите своим родителям, что нового и интересного мы узнали сегодня на занятии.