Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с ЧХЛ С. Маршак «12 месяцев»

Елена Симашко
Конспект занятия по ознакомлению с ЧХЛ С. Маршак «12 месяцев»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

в подготовительной группе на тему:

«Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Цель: Поддерживать интерес к чтению детской литературы; познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Маршака

Задачи:

Образовательные:

- уточнить и закрепить знания детей о временах и месяцах года, используя содержание сказки;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с ЧХЛ С, Маршак „12 месяцев“» размещена в разделах

- учить устанавливать причинно- следственные связи;

- побуждать детей к высказыванию, к решению проблемной ситуации;

- повышать познавательную активность детей за счёт привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности и сюжетности.

Развивающие:

Развивать:

- внимание, память, мышление;

- умение подбирать признаки предметов;

- умение слушать, беседовать по содержанию произведения;

- активность в устойчивой эмоциональной сфере;

- творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Воспитательные:

Воспитывать:

- умение общаться и взаимодействовать с коллективом детей и взрослых при решении проблемной ситуации;

- взаимопомощь, желание помочь сказочному герою в беде.

Ход занятия

Д. и. «Подбери признаки».

- Какое сейчас время года?

- Зима какая? (холодная, морозная, снежная, снежная, веселая, суровая, студеная, длинная)

- Чего очень много зимой?

- Снег какой (белый, пушистый, мягкий, чистый)

- Сколько зимних месяцев?

- Как их зовут?

- Знаете ли вы, сколько месяцев в году?

- А как их зовут?

Стихотворение с движениям,Двенадцать месяцев"

А сейчас запоминай: Дети грозят пальцем.

Это март, апрель и май,- По очереди загибают пальцы на одной руке.

Три сыночка-месяца Поднимают вверх три пальца.

Шаловливы и ловки Хлопают в ладоши.

Лета красного сынки:

Вот июнь, июль, за ним Отводят в сторону одну руку, потом в другую.

Август рыбку ловит им. Прижимают ладони друг к другу и качают ими.

Вот прошли весна и лето., Проходятся" пальчиками по бёдрам к коленкам.

Осень в золото одета- Ставят руки на пояс и повороты из стороны

в сторону.

На дворе сентябрь, октябрь. Отводят в сторону одну руку,потом другую.

С дождиком всегда ноябрь. Стучат указательным пальцем одной

руки по ладони другой, дождик")

У зимы же, посмотри, Вытягивают обе руки вперёд.

Дети есть -их тоже три: Поднимают три пальца.

Декабрь, январь и февраль Загибают по очереди пальцы.

Одели все в снежную шаль. Поднимают руки и постепенно опускают

их, делая мягкие движения кистями рук.

- Я очень люблю сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев» и хочу вас с ней познакомить.

Чтение сказки «Двенадцать месяцев».

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось?

А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - всё не так, как ни повернётся - всё не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тё плой печке и сказала падчерице:

- Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей:

- Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Всё темнее становится кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно - рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.

Логопедическая гимнастика

1. ,Греем руки". Вытянуть губы вперёд,трубочкой" и продолжительно дуть на ладони. Упражнение прививает навык выпускать воздушную струю.

2. ,Греем нос".Губы в улыбке. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Упражнение учит направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

3. ,Греем щёки".Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки,как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую. Упражнение укрепляет мускулатуру щёк, развивает координацию движений и умение переключаться.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк - будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, - думает, - огонёк не погас!» А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост.

Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.

Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем ещё мальчики.

Молодые у самого огня сидят, а старики - поодаль.

И вдруг обернулся один старик - самый высокий, бородатый, бровастый - и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:

- Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит:

- Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.

Засмеялся старик:

- Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

- Не я выдумала, - отвечает девочка, - а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.

Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

- Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

- В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замёрзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

Сказала это и заплакала.

И вдруг один из двенадцати, самый молодой, весёлый, в шубке на одном плече, встал и подошёл к старику.

- Братец Январь, уступи мне на час своё место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

- Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

- Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой. - Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

- Ну, будь, по-вашему, - сказал Январь.

Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у берёзы

Не грызите кору!

Полно вам вороньё

Замораживать,

Человечье жильё

Выхолаживать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

- Ну, теперь твой черёд, братец, - сказал Январь и отдал посох меньшему брату, лохматому Февралю.

Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы, (дети дуют)

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны, (взмахи руками)

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко, (имитируют гул)

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка (движения пальцами)

Белою змеёю.

И только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

- Теперь твой черёд, братец Март.

Взял младший брат посох и ударил о землю.

Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?

Под ногами у неё - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течёт, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.

- Что же ты стоишь? - говорит ей Март. - Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками - куда ни поглядишь. Набрала она полную корзинку, полный передник - и скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет. Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом. Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой.

А месяц за нею поплыл.

Двигательное упражнение,Мы идём".

Мы идём, мы идём, Дети маршируют.

По дорожке мы идём.

Мы идём, мы идём,

Звонко песенку поё м:, ля-ля-ля. "

Через сугробы мы шагаем, Шагают, высоко поднимая колени.

Ноги выше поднимаем,

Всё равно вперёд идём,

Смело песенку поё м: ,Тра-та-та. "

А теперь на лыжи встали, Двигаются скользящим шагом.

Очень быстро побежали,

Мчимся с горки, не молчим,

А задорно так кричим: ,Ух. "

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей - и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

- Ну что, - спросила её мачеха и сестра, - уже домой вернулась? А подснежники где?

Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзину.

Мачеха и сестра так и ахнули:

- Да где же ты их взяла?

Рассказала им девочка всё, как было. Слушают они обе и головами качают - верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!

Переглянулась мачеха с дочкой и спрашивают:

- А больше тебе ничего месяцы не дали?

- Да я больше ничего и не просила.

- Вот дура так дура! - говорит сестра. - В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоём месте, я бы знала, чего просить. У одного - яблок да груш сладких, у другого - земляники спелой, у третьего - грибов беленьких, у четвёртого - свежих огурчиков!

- Умница, доченька! - говорит мачеха. - Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это, и сколько бы денег выручила! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.

- Где им! - отвечает дочка, а сама - руки в рукава, платок на голову.

Мать ей вслед кричит:

- Рукавички надень, шубку застегни!

А дочка уж за дверью. Убежала в лес!

Идёт по сестриным следам, торопится. «Скорей бы, - думает, - до полянки добраться!»

Лес всё гуще, всё темней. Сугробы всё выше, бурелом стеной стоит.

«Ох, - думает мачехина дочка, - и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!»

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк - точно звёздочка в ветвях запуталась.

Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на поляну. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

Подошла мачехина дочка к костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.

Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу, и вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

- Ты кто такая? - спрашивает. - Откуда взялась?

- Из дому, - отвечает мачехина дочка. - Вы нынче моей сестре целую корзину подснежников дали. Вот я и пришла по её следам.

- Сестру твою мы знаем, - говорит Январь-месяц, - а тебя и в глаза не видели. Ты зачем к нам пожаловала?

- За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц - огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август - яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц - орехов спелых. А Октябрь

- Погоди, - говорит Январь-месяц. - Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

- Ишь, какой сердитый! - говорит мачехина дочка. - Да я не к тебе и пришла - от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождёшься. Мне летних месяцев надо.

Нахмурился Январь-месяц.

- Ищи лета зимой! - говорит.

Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба: заволокла и деревья, и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.

Испугалась мачехина дочка.

- Перестань! - кричит. - Хватит!

Да где там!

Кружит её метель, глаза ей слепит, дух перехватывает.

Свалилась она в сугроб, и замело её снегом.

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала - нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла.

Так и остались они обе в лесу лета ждать.

А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

И был у неё, рассказывают, около дома сад - да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

- У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! - говорили люди.

Кто знает - может, так оно и было.

- Вам понравилась сказка? .Давайте немного отдохнем.

Немецкий хоровод,Времена года".

Придумала мать Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна!

Приходит Весна- Идут в круг, поднимая руки.

Зеленеют леса,

И птичьи повсюду Отходят назад,взмахивая руками, как крыльями.

Звенят голоса.

А лето пришло- Поднимают руки и вращают кистями.

Всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды Кладут в рот ягоды" с ладошки.

Просятся в рот.

Нам щедрая Осень Показывают,как, собирают овощи в корзину.

Приносит плоды,

Даёт урожай И поля, и сады.

Зима засыпает Плавно опускают руки, делая кистями

Снегами поля. мягкие движения.

Зимой отдыхает Приседают и кладут руки под щёку.

Обсуждение сказки.

- Как вы думаете, почему месяцы, которые не могут и не должны меняться местами, ради девушки нарушили уклад жизни?

Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает т отрывок из сказки : «Мы все ее знаем, то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя».

«Будешь сам добр и трудолюбив – природа тебе помогать будет, друзей верных и надежных приобретешь».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе «В гостях у зимних месяцев» Конспект открытого интегрироанного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и звуковой культуре речи \"В гостях у зимних.

Лэпбук «Самуил Яковлевич Маршак»Лэпбук «Самуил Яковлевич Маршак» Лэпбук - методическое средство, пришедшее к нам из Америки. В дословном переводе с английского языка означает "книга на коленях". Лэпбук.

Лэпбук «Самуил Яковлевич Маршак»Лэпбук «Самуил Яковлевич Маршак» В своей работе я начала использовать новое, интересное незаменимое методическое пособие- лэпбук. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют.

НООД по восприятию художественной литературы «С. Маршак «Багаж» Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) по приобщению.

О музыкально-литературном вечере в ДОУ «Маршак и дети» (фотоотчет)О музыкально-литературном вечере в ДОУ «Маршак и дети» (фотоотчет) В детском саду «Лесная полянка» п. Нижегородец состоялся музыкально-литературный вечер, посвящённый творчеству С. Я. Маршака, который был.

Проект «С. Я. Маршак — детям» КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Современные дошкольники проявляют недостаточный интерес детским книгам, что в дальнейшем ведет к снижению их желания.

Конспект НОД по ФЭМП «12 месяцев» НОД по ФЭМП (в подготовительной к школе группе). Тема: «Двенадцать месяцев» (по программе «Детство», тетрадь «Математика- это интересно».

С. Маршак-на все времена. Фотоотчет с районного конкурса стихов.С. Маршак-на все времена. Фотоотчет с районного конкурса стихов. Сегодня,24 марта, в нашей детской библиотеке прошел конкурс стихов С. Я. Маршака. В нем приняли участие 4 детских сада. Дети читали стихи.

Самоанализ занятия в подготовительной группе по ЧХЛ «Жанры книг» Цель: закреплять знания детей о литературных жанрах книг; вызывать желание читать книги; учить бережно обращаться с книгами Задачи: 1. Развивающая.

Тематический день в средней группе. С. Я. Маршак. Тематический день в средней группе. С. Я. Маршак. Программное содержание. Задачи: 1. Познакомить детей с писателем С. Я. Маршаком и его произведениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с ЧХЛ С. Маршак «12 месяцев»
Опубликовано: 2 мая 2017 в 17:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с ЧХЛ С. Маршак «12 месяцев»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Симашко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД