Чугулова Анна
Тема «Особенности математического развития в ДОО»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Доклад
Тема «Особенности математического развития в ДОО».
Автор: Чугулова Анна Сергеевна
старший воспитатель
с. Шебалино
2021 год
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения.
Публикация «Тема „Особенности математического развития в ДОО“» размещена в разделах
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по математическому развитию максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребёнком максимального объёма знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Работа в нашем детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с младших групп и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. Цели и задачи по каждой возрастной группе мы меняем, усложняем. Воспитатели стараются, чтобы программный материал по математике был усвоен. Для этого используют разнообразные формы и методы работы: счет, сравнение, отгадывание загадок, решение логических задач, игры, игры с картинками, работа по картине, работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, дидактические игры, и т. д.
Одной из наиболее эффективных технологий применяемых нашими воспитателями является проблемно-игровая технология. Данная технология представляется нами в системе следующих средств: логико-математические игры, проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, экспериментирование и исследовательская деятельность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение в нашем ДОО находят дидактические игры. Обучая ребенка в игре, мы стремимся, чтобы радость от игры перешла в радость учения. При организации игр на занятиях воспитатели используют материал, сделанные своими руками.
Занимательный математический материал мы включаем, как в основную часть занятия по математическому развитию, так используем в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной активности детей.
По итогам наблюдения наших педагогов с маленькими детьми учебный материал усваивается лучше, если он преподносится в игровой форме. Поэтому занятия проводятся в форме игры или начинаются с сюрпризных моментов. Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект воспитатели организовывают образовательную деятельность так, что новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.
В группах детей младшего дошкольного возраста основное внимание нами уделяется освоению приема непосредственного сравнения величин, предметов по количеству, свойствам.
В среднем дошкольном возрасте наши воспитанники активно осваивают средства и способы познания. В процессе сравнения предметов они более дифференцированно различают проявления свойств.
В старшем дошкольном возрасте воспитатели развивают любые проявления самостоятельности, самооценки, самоконтроля.
Во всех группах есть специальное место, в ней находятся игровые материалы, способствующие математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры.
Интеграция образовательных областей нами используется в разных видах детской деятельности. Материал, изученный на занятии закрепляется в других видах деятельности (например на прогулке).
Наше ДОО успешно работает по преемственности с начальной школой так основная часть выпускников идут к учителю Песцовой Марине Ивановне, которая работает по программе «Начальная школа 21 века». Данная программа предусматривает более углубленное изучение математики. Как отмечает учитель, у детей имеется навык формирования числа и арифметических действий над ними. Они умеют считать предметы, хорошо усвоили названия, последовательность и обозначение первых десяти чисел натурального ряда.
Наши выпускники имеют достаточно высокий уровень развития познавательных интересов и способностей, это отмечает и школьный психолог при входящем мониторинге.
Хочу еще отметить то, что некоторые воспитатели, изучая научную и методическую литературу по математическому развитию дошкольников, взяли ее как тему по самообразования и кружковой работы.
Я сама лично в течении двух лет провожу кружок «Веселая математика», которая основана на ментальной арифметике. В ходе работы, я вижу как детям интересна упражнения на развитие обеих полушарий головного мозга, на развитие мелкой моторики рук, работа на абакусе- это все приносило удовольствие как мне, так и детям. Но наряду со всем этим я столкнулась с некоторыми проблемами со стороны материально-технической базы - отсутствие в свободной продаже абакуса, отсутствие персонального компьютера дома воспитанников, для закрепления знаний на специальном электронном тренажере. Отсюда можно сделать вывод, что нашим воспитанникам легко дается школьный учебный материал, особенно те которые были привлечены и в кружковой работе по математическому развитию.
Заключение
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, мы в который раз убеждаемся в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Таким образом, наш опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.