Олеся Черных
Основы безопасности жизнедеятельности детей дома (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дома».
Выступление из опыта работы.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, и в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Публикация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дома (из опыта работы)» размещена в разделах
Все мы - родители и воспитатели - пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться, навредить своему здоровью. Опасными для него могут быть различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленная посуда, некоторые насекомые и растения, улица, люди и др. для того, чтобы обеспечить безопасность и создать условия для здорового образа жизни, считаем необходимо:
-Дать детям определенную сумму знаний об общепринятых нормах поведения дома, на улице, в транспорте;
-Обучить воспитанников умению распознать и оценить опасности окружающей среды.
-Учить детей адекватно и осознанно действовать в той или иной нестандартной обстановке.
-Развивать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение и поступки.
В нашей группе создана развивающая среда с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей дошкольного возраста. Чтобы вызвать у них интерес к данной проблеме, используем наглядный материал, занимательные игры, театрализованные представления и др.
Игры на закрепление знаний об источниках опасности:
«Раз, два, три, что опасно - найди»;
«Что мы знаем о вещах»;
«Отбери опасные предметы»
«Опасно-безопасно, съедобно-несъедобно»
Игры о правилах безопасности в угрожающих ситуациях:
«Так и не так»;
«Сто бед»;
«Большая прогулка»
«Азбука безопасности»
«Азбука безопасностей. Дома»
«Азбука безопасностей. На улице и во дворе»
«Азбука безопасностей. На воде и на природе»
«ОБЖ. Чтобы не попасть в беду»
«Лото безопасностей»
«Безопасность дома»
Игры на закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях:
«Мы спасатели»;
«Тили-тили-тили-бом, мы спасаем Кошкин дом!»
«Правильно-неправильно»
Так же мы использовали настенные плакаты:
-«Будь осторожен с незнакомыми людьми»
-«Правила безопасности для дошкольников»
-«Правила противопожарной безопасности»
-«Общие правила безопасного обращения с электричеством»
-«Где можно играть и где играть нельзя»
Нами была пополнена библиотека специальной детской литературой.
Придумаем сказки «Как я спасал куклу от пожара… о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия. Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. Занятия-инсценировки: «Когда мамы нет дома».
Ситуативно-имитационное моделирование - дает возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода, моделировать угрожающие бытовые ситуации и проигрывать стратегию поведения. Все это дает возможность формировать опыт безопасности у детей.
Интерес детей к действиям с реальными предметами быта высок, и у них имеется большое желание приобрести элементарный опыт пользования ими. Поэтому очень важно, научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты. Детей можно научить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой и утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома с родителями.
Формирование безопасного поведения неизбежно с целым рядом запретов. Взрослые порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «НЕ ТРОГАЙ», «ОТДАЙ», «НЕЛЬЗЯ». Или напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат.
Если запретов будет слишком много - ребенок не сможет выполнить их, и неизбежно будет нарушать. Для этого, мы с родителями, наладили плодотворное сотрудничество. Проводили специальные консультации:
- «Подходы к ознакомлению детей с правилами безопасности жизнедеятельности»;
- «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Анкетирование детей и родителей :
- «Как обеспечить безопасность ребенка в быту, на улице и в обществе»;
- «Основы безопасности ребенка в быту»;
- «Безопасность ребенка дома и на улице».
Были изготовлены папки-раскладушки «Азбука для родителей» :
- «Комментарии для родителей»,
- «Защитники крепости»,
- «Держи ушки на макушке»,
- «Ты один дома, мудрые советы».
Советуем родителям использовать проблемные ситуации с детьми:
- «Нарежем хлеб к обеду»,
- «Почистим хомяку морковку»,
- «Поможем маме: стираем, гладим».
Изготовили папки - передвижки:
-«Закаливание - путь к здоровью»,
- «Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах безопасности».
Индивидуальная работа проводится с теми родителями, дети которых входят в группу риска, как наиболее подвижные или, наоборот, медлительные. Рекомендуем родителям рассматривать с детьми сюжетные картинки об опасных в дорожной среде, в быту, в транспорте и др. Считаю, что необходимо настроить родителей на желание взаимодействовать с детским садом.
В беседах с родителями даем следующие установки:
- Постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворе, идут по тротуару.
- При переходе дорог с интенсивным движением, крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного поведения на улицах и на дорогах.
Цель беседы о возрастных и психологических особенностях поведения дошкольников - убедить родителей в том, что детский травматизм обусловлен психолого-возрастными особенностями дошкольников.
Возрастной и психологической характеристикой дошкольников является их частое непредсказуемое поведение дома, на улице. На улице они отвлекаются на все интересное; красный автомобиль, пролетающий самолет, животных и т. д.
Мы объясняем родителям, вместо того, чтобы наказывать и запугивать ребенка, лучше ему все подробно разъяснить. Необходимо обратить внимание ребенка на их собственное поведение в быту, на дорогах, объяснить, что для дошкольников и младших школьников родители - всегда авторитет. Они стараются во всем подражать отцу и матери. От поведения родителей на улицах и дорогах во многом зависят и действия детей.
Кроме типичных характеристик, свойственных определенному возрасту, каждый ребенок наделен индивидуальным темпераментом, способностями, свойствами личности. Наблюдая за своим ребенком, родители могут, например, повышенную активность ребенка направить на познавательную деятельность. Упражнения и тренировка могут развить у заторможенных детей двигательные навыки. Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных:
- вместе ищем выход из трудного положения;
- вместе обсуждаем проблемы, разные ситуации, ведем диалог, делаем открытия, удивляемся.
Все эти формы работы способствуют укреплению взаимоконтакта «родитель-ребенок-педагог». Работая в этом направлении, следует учесть следующее:
- в общении с детьми важная роль заключается в положительном примере со стороны взрослых;
- необходимость слаженного контакта между педагогом и родителями.
Спасибо за внимание!