Небесная Я Л
Организация режимных моментов в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
Публикация «Организация режимных моментов в младшей группе» размещена в разделах
Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО: «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Как известно, режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей.
1. Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.
2. В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
3. Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».
Распорядок дня позволяет рассчитать объем основной общеобразовательной программы или время, необходимое для ее реализации, в том числе и время, отводимое на решение образовательных задач в условиях организации режимных моментов.
Особенности организации режимного момента
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
К режимным моментам относятся :
1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
2. Подготовка к завтраку, завтрак
3. Игры и детские виды деятельности
4. Непосредственная образовательная деятельность
5. Подготовка к прогулке, прогулка
6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед
7. Подготовка ко сну, дневной сон
8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия
9. Игры, самостоятельная деятельность детей
10. Подготовка к ужину, ужин
11. Игры, прогулка, уход детей домой
Малышей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно – игровым моментом. Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.
Приём детей, осмотр, игры. Утренняя гимнастика.
Задачи:
Развитие игровой деятельности и свободного общения со взрослыми и детьми.
• «Разбудить» организм ребёнка, настроить его на действенный лад,
• разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему,
• активизировать деятельность организма,
• способствовать формированию правильной осанки.
Доброжелательная улыбка воспитателя, ласковый тон речи, неподдельный интерес к состоянию малыша позволят провести утренний приём без слёз и грусти.
Чтобы ребёнок охотно шёл в детский сад, можно использовать:
• Яркую, красивую игрушку, которую располагают у двери в раздевалке и обращают на неё внимание воспитанников: «У нас сегодня гость, весёлый Зайка. Он ждёт вас, чтобы скорее поиграть».
• Сюрпризные моменты : воспитатель может спрятать в игровом уголке или в уголке природы среди растений фигурку гнома, феи, забавного зверька и сообщить малышу, что в группе кто-то спрятался, ждёт, чтобы его нашли.
• Для совсем маленьких — новую куклу, машинку. Главное, чтобы предложение поиграть с ними было сделано доброжелательным тоном, а ребёнок вошёл в группу, держась за руку воспитателя, доверяя ему и привыкая к общению с ним. Мама может находиться рядом, но воспитатель как человек, который будет с малышом весь день, должен побуждать ребёнка к взаимодействию, эмоциональному отклику на свои слова.
Утренний приём станет легче и радостнее, если воспитатель подарит малышу картинку, нарисованную собственноручно или вырезанную из журнала, смайлик, наклейку с изображением мультяшного персонажа. Проявление внимания покажет ребёнку, что он необходим и любим в детском саду, не безразличен воспитателю.
Подготовка к завтраку, завтрак.
Умывание.
В 1 и 2 младших группах реализуются следующие задачи:
• Сформировать у детей культурно – гигиенические навыки.
• формировать представление об алгоритме правильного мытья рук;
• формирование культуры поведения;
• закрепить умение у детей применять имеющиеся знания и навыки.
При умывании можно использовать потешки и стишки, которые не только сделают умывание приятным, но и будут стимулировать развитие памяти и мышления ребенка.
Организация умывания. Проводится постепенно, небольшими группами. Сначала объясняют детям (напоминают) правила поведения: перед умыванием закатать рукава, хорошо намылить руки, смыть мыло над раковиной, не брызгать водой на пол, отжимать воду с рук над раковиной, поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе следят, чтобы у раковины были 2-3 ребенка, чтобы не толкали друг друга. При необходимости делают замечания. Дети должны пользоваться личным полотенцем, аккуратно вешать его на свое место.
Уточняют названия умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина, цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница, другие свойства (вода теплая, холодная).
Организация питания.
Задачи:
• Формировать представления детей о необходимости спокойного, неторопливого приема пищи, тщательного ее пережевывания;
• развивать представления о полезности блюд, технологии их приготовления, влияния питания на физическое состояние и здоровье человека; об этикетных нормах и правилах поведения за столом (сидеть ровно, не вертеться);
• формировать навыки безопасного и культурного поведения во время приема пищи;
• развивать умения замечать красоту сервировки стола, оформления блюд, внешнего вида (дежурного, помощника воспитателя, детей, умения поддерживать порядок на столе ;
• формировать чувство благодарности повару, помощнику воспитателя;
Рациональная организация питания в детском саду в первую очередь зависит от чёткого выполнения режима. Завтрак, обед, полдник должны проводиться в одно и то же время каждый день, без задержек, поскольку длительное ожидание может снизить аппетит детей. За полчаса до еды прекращают шумные и подвижные игры, лучше почитать детям книгу, поиграть в настольные игры.
Ребят обязательно знакомят с меню, сообщают, что будет подано: это расширяет их кругозор, обогащает словарь и, конечно же, вызывает аппетит. Здесь срабатывает психология, ведь есть в коллективе, с друзьями гораздо интереснее, чем дома со взрослыми. Большую роль в положительном восприятии еды играют прогулки на свежем воздухе, после них всё кажется вкуснее.
Если в группе есть ребёнок, который ест медленно, ни в коем случае нельзя устраивать «еду наперегонки», кто быстрее всё съест. Торопливое поглощение пищи отрицательно влияет на пищеварение, да и опасность поперхнуться высока.
Непосредственная образовательная деятельность.
При планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми воспитатели организуют занятия с дошкольниками в соответствии с сеткой занятий в данной возрастной группе. При подготовке необходимо определить главную цель занятия: будет оно носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт – знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.
Подготовка к прогулке.
Задачи:
Формировать представления о правилах сбора на прогулку, развивать умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами:
• наводить порядок в группе и развивающих центрах (убирать игрушки и пособия, аккуратно и красиво ставить стулья к столам
• посещать туалетную комнату, мыть руки после туалета
• одеваться по погоде, в определенной последовательности, аккуратно, в общем ритме, не мешая соседям
• при необходимости обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам
• по окончании одевания аккуратно закрывать дверцу шкафчика, ожидать других детей
• участвовать в подготовке и выносе материала, необходимого для прогулки
• спокойно выходить на прогулку, придерживать дверь при закрывании, заботиться о безопасности сверстников
Организация прогулки.
Прогулка включает в себя такие составляющие:
Наблюдение.
• В младших группах организуют наблюдения за крупными, яркими, имеющими чёткую форму объектами в непосредственной близости от детей. Это могут быть деревья, кустарники, цветы, травянистые растения, птицы, бабочки, грузовой и пассажирский транспорт, оборудование участка. Воспитатель вносит разнообразие и обогащает наблюдения объяснениями, рассказом о свойствах наблюдаемого объекта, стихотворениями, загадками. Поскольку дети третьего-четвёртого года жизни не обладают достаточно развитой памятью, наблюдения имеют краткосрочный характер.
Подвижные игры. На прогулке в первой-второй младших группах следует проводить 2–3 подвижные игры, в старших — 3–4.
• Планируя игры, воспитатель подбирает их таким образом, чтобы они служили развитию различных физических качеств. Например, сочетают игры с бегом, заданиями на ориентирование в пространстве и координацию движений («Воробышки и автомобиль», «Найди, где спрятано» и «Сделай, как я»).
• Малыши очень любят подвижные игры-забавы, в которых воспитатель поёт или читает слова игры, а дети выполняют соответствующие движения («По лесной лужайке разбежались зайки», «Мы идём, мы идём, звонко песенку поём»). Разучить такие игры можно на занятиях музыкой, а потом повторять на прогулках.
Превосходным дополнением прогулки будет творческая игра — воображаемое путешествие на корабле, самолёте, машине в лес, на море, даже в космос. Пункт назначения путешествия и увиденное там зависит от возраста детей. Чем они старше, тем большей будет доля воображаемого и фантастического.
Индивидуальная работа. О ней также не стоит забывать. Отработка двигательных навыков, речевое развитие, развитие памяти, мышления, внимания, воображения, воспитание культуры поведения, дружбы, бережного отношения к природе — всему этому педагог может уделить внимание в работе с одним-двумя дошкольниками, пока остальные заняты самостоятельной игровой деятельностью.
Трудовая деятельность.
• Помощь дворнику в уборке территории, работа на огороде, в цветнике подарят не только бодрость и силу, но и радость детям, потому что они хотят быть нужными, делать общественно значимое, полезное.
• Нормировать нагрузку и следить за состоянием детей — обязанность педагога. Воспитанники не должны поднимать тяжести, долго находиться в статичных позах, наклонившись, присев на корточки, а также пользоваться опасными инструментами.
• Малышам можно поручить расчистку дорожек от снега, уборку крупных листьев с территории участка.
Лучшими приёмами руководства трудовой деятельностью являются поощрение, личный пример воспитателя, коллективное обсуждение результатов труда.
В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.
Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
Подготовка к сну, дневной сон.
После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. После приема пищи должно пройти не менее 20 минут.
Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.
Сон.
Создание детям индивидуального комфорта в постели, проявление заботы об их эмоциональном благополучии в процессе сна.
Формирование бережного отношения к спящему человеку.
Задачи:
• Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели
• .Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна, адекватном поведении при внезапном пробуждении
• Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои потребности (сходить в туалет, попить воды, укрыться, если замерз) в моменты внезапного пробуждения
Формировать представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развивать умения тихо вести себя, проявляя бережное отношение ко сну сверстников.
Гимнастика после сна.
Воспитатель наблюдает за сном детей группы, не оставляя их без присмотра даже на короткое время.
Чтобы малыши как следует проснулись, снова стали бодрыми и весёлыми, проводится гимнастика после сна, которая настраивает организм ребёнка на активную деятельность. Упражнения «гимнастики пробуждения» начинают в кровати (потягивания, повороты головы, движения руками и ногами, постепенно переходя к движениям более активным (ходьба, лёгкие наклоны). Бег и прыжки использовать не рекомендуют, поскольку после недавнего сна вестибулярный аппарат детей к ним не готов.
После сна проводят и некоторые закаливающие процедуры: ходьбу по рельефным коврикам, солевым дорожкам.
Самомассаж после сна можно проводить под музыку или в сопровождении стихотворных инструкций.
Игры и детские виды деятельности.
Задачи:
• Развивать у детей интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр;
• развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игр;
• побуждать к активной деятельности.
Игровые приемы широко используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста в первую половину дня. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.
Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям. Для вовлечения детей в игру используют проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдем друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Мишутку; поможем Мишутке найти маму.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу,поэтому она не вызывает утомления.